Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Материалы » Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья) » Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Страница 2

Известный консерватизм быта старообрядцев, их отдаленность от центральных районов России не означало, что она (этническая группа) осталась изолированной от внешних влияний и не изменилась, как и художественные, культурные традиции и все их культура. Культурные взаимосвязи с бурятами были обширны. Взаимовлияние русских и бурят прослеживаются в хозяйственной жизни, строительстве, металлообработке, резьбе, росписи. Исследователь бурятского искусства А.В.Тумахани считает, что роспись масляными красками у западных бурят (Селенгинских) зародилась во второй половине XIX в. Под непосредственным влиянием русских и украинцев. «Бывая у русских дружков, буряты поражались многоцветностью и пышностью их росписей. Сначала буряты приглашали русских мастеров расписывать ящики, а затем и сами быстро освоили растительно-цветочные узоры, подчинив их бурятскому построению композиции с учетом симметрии и ритмики» - отмечала в трудах Г.И.Охрименко.[17]

Семейские с уважением отзывались о бурятах-красильщиках (Санжае, Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыниге из Красного Оронгоя) росписи которых полюбились им. Расписывая на «русский манер», буряты одновременно использовали особенности письма дацанной росписи и ее мотивы. Они применяли известную им богатую цветовую тональность, но чаще писали контрастными тонами, свободным кистевым приемом, следуя традиции русских мастеров росписи.

Расписывали вазоны контурные, округлой и трапециевидной формы с ажурной орнаментацией. Часты в росписях бурят цветы лотоса, кувшинок, гроздья винограда. Бурятское искусство также оказало огромное влияние на культуру семейских. В работах семейских мастеров переплетаются элементы русских и бурятских орнаментов, мотивов и цветовых гамм.

Мысль о влиянии украинского искусства на сибирскую роспись была высказана Д.А. Болдыревым–Казариным[18] еще в 1889 году. Необычную яркость росписи он объяснял также влиянием украинских мастеров – переселенцев, выписанных митрополитом Ф.Лещинским в Тюмень для росписи церквей, икон.

Необходимо отметить, что культура семейских яркая и многообразная формировалась под влиянием других этносов – бурятов, китайцев, украинцев, и очень многое переняла от разных культур. Таким образом, сталкиваясь с другими культурами, осваивает некоторые ее достижения. Это межэтническая, межкультурная коммуникация, в результате которой происходит обмен материальной, духовной продукции их культурной деятельности. Следует подчеркнуть, что в коммуникативном пространстве культур, особенно разных по философско-религиозному мировоззрению, часто происходит понимание нравственных установок. Это влияет на сферу коммуникации в межличностных отношениях и в культурологическом аспекте.

Сталкиваясь с другой культурой, культура старообрядцев вбирает в себя элементы нового, этим обогащаясь и осваивая некоторые ее достижения. Русская, бурятская культуры имеют совершенно разные истоки и свой путь формирования. В формировании русской культуры главную роль сыграло христианство. Бурятская культура бурят свое начало в буддизме. Шаманизм у бурят сыграл наиважнейшую роль, так как являлся традиционным верованием в культуре.

Необходимо сделать вывод, что на искусство семейских Забайкалья оказали большое влияние различные культуры, в особенности бурятская культура. Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Неоклассика, национальная романтика и “новая архитектура”.
Совершенно отдельным стилем на протяжении всего 20 века был стиль неоклассики,национальной романтики и “новой архитектуры”.По своему назначению эти стили часто использовались для строительства присутственных зданий.Это культовые сооружени ...

Канал Грибоедова
Там, где ныне пролегает канал Грибоедова, некогда петляла Глухая речка, грязная, со стоячей водой, с берегами, заросшими высокой травой и кустарником. Речушка эта делала на своем пути немало зигзагов, поэтому в народе ее прозвали Кривуше ...

Влияние демографических процессов на семейный быт гребенских и терских казаков XVII в.[1]
Как уже отмечалось, гребенские казаки первоначально обитали на правом берегу Терека. По документам начала ХVII века в Гребнях проживало 500 человек (по-видимому, речь идет о душах мужского пола) (1, с.113, 114, 123), и это свидетельствуе ...