История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Материалы » История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Страница 9

Однако, в Новочеркасске традиции музыкальных вечеров на открытом воздухе, в парке не прижились. Новочеркассцы, по мнению краеведа А.А. Данцева, в этот период предпочитали «… отдых в садах возле домов или выезжая на прогулки, пикники».4

В Таганрогском саду не стали строить «воксал» в парке. Для выступления оркестра было выделено специальное место – «открытая площадка» с построенной эстрадной ротондой практически в центре парка.

В середине XIX века одним из самых главных факторов, привлекавших публику в городской сад, долгие годы являлась возможность услышать хорошую музыку. Репутация Таганрога, как города музыкального, прочно установилась еще в середине XIX века. Этому содействовало разнообразие национальностей жителей с их музыкальной культурой, обилием мелодий и напевов.

Музыку в этот период любили все слои населения. Особой популярностью пользовалась итальянская музыка, с которой таганрожцы сроднились после появления в городе нового здания театра (1866г.), где функционировала итальянская оперная труппа, и имелся прекрасный симфонический оркестр.

По окончании зимнего сезона большинство артистов и музыкантов возвращались в Италию, но некоторые оставались в Таганроге и на лето, подрабатывая концертами и уроками музыки.

3 мая 1869 года в газете «Полицейский листок» было напечатано объявление: «Имею честь объявить, что, арендовав буфет в здешнем городском саду и желая доставить публике, удовольствие слушать хорошую музыку… я договорил здешний оркестр, который будет играть по вечерам. Хантемиров».1

С начала 1870-х годов выступления итальянского оркестра в саду стали регулярными. Городская Управа при заключении договора с арендаторами зачастую специально оговаривала обязанность их содержать за свой счет оркестр. Причем, играли оркестранты теперь уже не только для посетителей ресторана или буфета, а на открытой эстраде, расположенной в отгороженной части сада («круге»). П.П. Филевский писал, что, придя в сад, «бабушки, тёти и мамы располагались в так называемых полукружьях против оркестра, молодёжь вертелась в кругу вокруг оркестра . Симфонического однообразия тогда не было, была музыка, доступная для всех… Оплату за вход по 5 копеек стали взимать только с 80-х годов… Оркестр начинал играть с 7 часов вечера, а в 12 под звуки марша публика расходилась».2

Упоминает П.П. Филевский и несколько запомнившихся ему имен: дирижеры оркестра – Выгарницкий, отец и сын Мола, скрипачи – Офичиозо, Сартини, Березовский, тромбон – Берарди, виолончель – Палкин и другие. Как видим, среди музыкантов встречаются не только итальянские фамилии, но и русские.

Наиболее значительная роль в организации постоянного садового оркестра и его деятельность принадлежит Гаэтано Варфоломеевичу Молла. Уроженец Генуи, Г.В. Молла работал в Милане хормейстером оперного театра Ла Скала. В этом же качестве приехал с одной из оперных трупп в таганрогский театр в конце 1860-х г.

В то время из Италии приезжали только солисты, а хор комплектовался их местных певцов и певиц. Молодой Гаэтано влюбился в одну из русских хористок, женился и навсегда остался жить в нашем городе. В зимний сезон он работал в театре, а в летнее время руководил оркестром в городском саду. На его симфонических вечерах таганрожцы знакомились с лучшими произведениями европейской и русской музыки.

В 1886г. итальянская опера прекратила свое существование, но несколько ее музыкантов остались в России. Из их числа скрипач Николо Офичиозо, потомки которого до сих пор живут в нашем городе. Остался в Таганроге и руководитель таганрогского театрального оркестра Гаэтано Мола. Г.В. Молла был не только хорошим музыкантом, но и композитором, и педагогом. Среди его учеников был живший в детские и юношеские годы в Таганроге будущий известный композитор С.М. Майкапар.

Скончался Г.В. Молла в 49 лет от тяжелой болезни, похоронен на старом городском кладбище, могила его утрачена.

Еще при жизни Г.В. Молла был период, когда оркестром городского сада руководил другой дирижер. Так в 1886 – 1889 годы это был выходец из Чехии – Вячеслав Иванович Сук (1861 – 1993) – скрипач, композитор, дирижер. О его величайшем профессионализме свидетельствует тот факт, что он с 1906 по 1993 год являлся дирижером Большого театра, в 1925 получил звание народного артиста РСФСР.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Популярные материалы:

Символика цвета в культуре семейских
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, утилитарные предметы, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Им украшены предметы быта. Все пр ...

Религиозная характеристика
Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением од ...

Бурятская кухня
Кулинарные рецепты созданные народом, не случайны, не произвольны. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали выносливости о человека, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню. Дружеское отношение с р ...