История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)
Историк города П.П. Филевский ещё в 1898 году писал: «Соль общества заключается в денежной аристократии, которая, однако же, следствии скудности образования в общественной жизни тона не задает»… 2. Имеющая много средств и тратящая их в большом количестве на свои развлечения таганрогская аристократия часто устраивала и в парке большие великолепные праздники подобно тому, который был описан в таганрогской прессе летом 1813 года: «…28 июля 1913 года вольное пожарное общество организовало в саду грандиозное гуляние, что собрало громадное количество публики. Гвоздем программы объявили конкурс «дамской ножки» и к десяти часам вечера публика тесным кольцом окружила эстраду, на которой должны выступать соискательницы. В двенадцать часов ведущий, наконец, возвестил о начале конкурса. Все возвышенные места и скамейки заполнила густая толпа зрителей. Жюри объявило правила и условия, по которым возраст участниц не должен превышать восемнадцати лет и обладать ножкой при размере обуви не более номеров 32 и 33. Наступила тишина. Сначала это сообщение не нашло откликов среди присутствующих и жюри повысило размер до 35 номера. После некоторого времени нашлось вес же три соискательницы с размером ножки 32 и 33 номеров, которых публика наградила шумными аплодисментами. Все они получили призы - стеклянные вазы, туфельки и ручные зеркальца».
Давая характеристику посещавших городской сад в конце XIX начале XX века, П.П. Филевский отмечает: «В саду сходилась публика всех слоев общества и всех возрастов. Лучшими молодыми людьми были гимназисты старших классов и немногочисленные студенты, приехавшие на каникулы домой . Другая молодежь, это клерки хлебных контор, большие греки и вообще иностранцы. Были еще чиновники, но их было всегда мало в Таганроге, и служащие частных банков. Переведена была в Таганрог артиллерийская бригада, и появились новые мундиры. Это был новый элемент, в общем, вполне добропорядочный: артиллерийские офицеры стояли много выше армейских и кавалерских во всех отношениях.
Здесь в городском саду встречались молодые люди. Это было те удобнее, что в сад ходили по вечерам целыми семьями и в то время, когда отцы беседовали за стаканом чаю или скромною выпивкой в буфете, а матери сидели в «кругу» и рассматривали скромные летние туалеты, молодые люди перебегали от одного цветка к другому, производя оживление среди публики».
Но в то же время в парке все чаще встречались новые представители таганрогского общества – рабочие с окраины города, крестьяне, окрестных деревень, уходившие на заработки в Таганрог. Количество рабочих в городе неуклонно росло в конце XIX начале XX века. «В канун Первой Мировой войны на промышленных предприятиях города, железной дороге и в порту имелось около 8,5 тысяч рабочих».2 Местный писатель Гущин (Гутмахер) описывает посещение городского сада уже в начале XX века: «Я вхожу в городской сад. Большая аллея наполнена чистокровными фараонами*, «круг» –так называемою «интеллигенцией Легкая пыль, мелькающие лица, отрывки фраз. Остроты, каламбуры – часто свобода слова и обращения.
- То ись, тим более! – слышится тонкий голосок какой-то «барышни».
- Ах, вуспокойтесь, Анна Ликсеевна, уговаривает ее, прижимая руку к сердцу, «кавалер» с багровым, как морковь, лицом и мутными глазами,
- Какая ви, право, сунтиментальная!
Возле каменной ротонды на столиках идет попойка. Проходящие «чистокровные» с завистью посматривают на сидящих за столиками, а те восседают с достоинством, и свысока глядя на прохожих.
- Здравствуйте, Зелихвон! – кричит кто-то из гуляющих, кому-то сидящему за бутылками, в компании надеясь на приглашение
-Здравствуйте, Зелибон!- отвечает тот отрывисто и отворачивает голову. Зелибон безнадежно проходит дальше.
В стороне небольшая группа фараонов* о чем-то горячо рассуждает. Слышны воинственные крики. Особенно кипятится один маленький, разукрашенный синяками субъект.
- Да куда ты лезешь? – говорит ему кто-то, - ты на морду свою погляди!
- Уходь, - не унимается тот, - наша морда известная.
Популярные материалы:
Роль пантеона славянских богов в организации помощи
и взаимопомощи
К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты.
Как отмечает И.Я. Фроянов, прародители славян - ско ...
Образование Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объедине ...
Материальная культура и быт берберов
бербер бедуин культурный традиция
Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили т ...