История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Материалы » История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Страница 14

Историк города П.П. Филевский ещё в 1898 году писал: «Соль общества заключается в денежной аристократии, которая, однако же, следствии скудности образования в общественной жизни тона не задает»… 2. Имеющая много средств и тратящая их в большом количестве на свои развлечения таганрогская аристократия часто устраивала и в парке большие великолепные праздники подобно тому, который был описан в таганрогской прессе летом 1813 года: «…28 июля 1913 года вольное пожарное общество организовало в саду грандиозное гуляние, что собрало громадное количество публики. Гвоздем программы объявили конкурс «дамской ножки» и к десяти часам вечера публика тесным кольцом окружила эстраду, на которой должны выступать соискательницы. В двенадцать часов ведущий, наконец, возвестил о начале конкурса. Все возвышенные места и скамейки заполнила густая толпа зрителей. Жюри объявило правила и условия, по которым возраст участниц не должен превышать восемнадцати лет и обладать ножкой при размере обуви не более номеров 32 и 33. Наступила тишина. Сначала это сообщение не нашло откликов среди присутствующих и жюри повысило размер до 35 номера. После некоторого времени нашлось вес же три соискательницы с размером ножки 32 и 33 номеров, которых публика наградила шумными аплодисментами. Все они получили призы - стеклянные вазы, туфельки и ручные зеркальца».

Давая характеристику посещавших городской сад в конце XIX начале XX века, П.П. Филевский отмечает: «В саду сходилась публика всех слоев общества и всех возрастов. Лучшими молодыми людьми были гимназисты старших классов и немногочисленные студенты, приехавшие на каникулы домой . Другая молодежь, это клерки хлебных контор, большие греки и вообще иностранцы. Были еще чиновники, но их было всегда мало в Таганроге, и служащие частных банков. Переведена была в Таганрог артиллерийская бригада, и появились новые мундиры. Это был новый элемент, в общем, вполне добропорядочный: артиллерийские офицеры стояли много выше армейских и кавалерских во всех отношениях.

Здесь в городском саду встречались молодые люди. Это было те удобнее, что в сад ходили по вечерам целыми семьями и в то время, когда отцы беседовали за стаканом чаю или скромною выпивкой в буфете, а матери сидели в «кругу» и рассматривали скромные летние туалеты, молодые люди перебегали от одного цветка к другому, производя оживление среди публики».

Но в то же время в парке все чаще встречались новые представители таганрогского общества – рабочие с окраины города, крестьяне, окрестных деревень, уходившие на заработки в Таганрог. Количество рабочих в городе неуклонно росло в конце XIX начале XX века. «В канун Первой Мировой войны на промышленных предприятиях города, железной дороге и в порту имелось около 8,5 тысяч рабочих».2 Местный писатель Гущин (Гутмахер) описывает посещение городского сада уже в начале XX века: «Я вхожу в городской сад. Большая аллея наполнена чистокровными фараонами*, «круг» –так называемою «интеллигенцией Легкая пыль, мелькающие лица, отрывки фраз. Остроты, каламбуры – часто свобода слова и обращения.

- То ись, тим более! – слышится тонкий голосок какой-то «барышни».

- Ах, вуспокойтесь, Анна Ликсеевна, уговаривает ее, прижимая руку к сердцу, «кавалер» с багровым, как морковь, лицом и мутными глазами,

- Какая ви, право, сунтиментальная!

Возле каменной ротонды на столиках идет попойка. Проходящие «чистокровные» с завистью посматривают на сидящих за столиками, а те восседают с достоинством, и свысока глядя на прохожих.

- Здравствуйте, Зелихвон! – кричит кто-то из гуляющих, кому-то сидящему за бутылками, в компании надеясь на приглашение

-Здравствуйте, Зелибон!- отвечает тот отрывисто и отворачивает голову. Зелибон безнадежно проходит дальше.

В стороне небольшая группа фараонов* о чем-то горячо рассуждает. Слышны воинственные крики. Особенно кипятится один маленький, разукрашенный синяками субъект.

- Да куда ты лезешь? – говорит ему кто-то, - ты на морду свою погляди!

- Уходь, - не унимается тот, - наша морда известная.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Популярные материалы:

Застройка города
В основном Одесса представлена архитектурой XIX—XX столетий: неоклассицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Первые здания в Одессе строились в стиле классицизма, отличались рационализмом и скупостью декора. Многонациональный состав ...

Календарные праздники и обряды на Руси; их связь с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в ...

Селькупы
СЕЛЬК‘УПЫ, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах ...