История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)
Новый XX век готовил много перемен и жителям города, и сада. Близилось время коренных переломов и бурных событий.
В 20е годы XX века сад находится в плачевном состоянии. «Появилась опасность гибели зеленых насаждений в больших количествах; 30% деревьев были поражены вредителями, 10% деревьев и кустарников потеряли свою форму и вид. Нужен был целый комплекс мероприятий, чтобы оживить сад. Решено устроить розариум до двух тысяч кустов, разводить цветы для украшения продажи, построить новую оранжерею»1.Практическая возможность приступить к решению данной проблемы и воплощению выработанного решения в жизнь стало возможно только лишь в 1926г.
Но даже в этом плачевном состоянии парк не был оставлен или забыт В годы революции и гражданской войны большевиками предприняли попытку изменить направленность парка. Они превращают парк в место мемориального захоронения. Большевики впервые за всю историю парка устраивают здесь захоронение
По данным краеведа М.С. Киричек «…после вооруженного восстания таганрогских рабочих под руководством РСДРП (б) в сентябре 1918г., погибших в результате трехдневных боев, в количестве 70 человек, по решению установившейся в городе Советской власти, похоронили в братской могиле в саду, в огороженной его части, неподалеку от «новой ротонды».
Когда 1 мая того же 1918г. Таганрог захватили германские войска, и вновь была восстановлена прежняя власть, останки погибших были перезахоронены на городском кладбище.
В январе 1920г. снова в городе власть перешла к Советам. А в 1922г. на месте бывшей братской могилы был сооружен памятник, называемый «Борцам революции». В качестве постамента был использован пьедестал от разрушенного большевиками монумента императору Александру I.
Описание самого памятника обнаружить не удалось. О нем можно судить по сохранившимся фотографиям.
На лицевой стороне постамента изображена фигура упавшего раненого красногвардейца. С двух сторон стоят скульптуры рабочих – участников восстания. Наверху находится большой камень, опоясанный металлическим венком. Памятник венчает фигура женщины с развивающимся знаменем. По-видимому, это аллегория, обозначающая свободу во всем мире, на всем земном шаре. На пьедестале выбита надпись: «Ваша кровь будет напоминать рабочим о необходимости довести великое дело». 3 Именно в этот период большевики превращают многие публичные места в городе в территории, где размещаются памятники павшим, захоронения погибших в ходе революционных боев.
Исключением, как мы видим, не стал и наш городской сад. Эта традиция сохранялась довольно долго в нашем городе. Перед глазами пример нашей главной площади страны. Часть Красной площади превращается в кладбище в тот же период, что и наш парк. По сей день в нашем парке, как и на Красной площади, существуют места скорби. Новая традиция новой власти дожила и до наших дней.
Кроме того, городской парк становится более чем на 20 лет местом проведения митингов и сборов. Так «22 августа 1920г. в городском саду на многочисленном митинге горожан выступал с приветственной речью нарком просвещения А.В. Луначарский».
Сам же сад находится в это время в плачевном состоянии: в тяжелые годы жители ломали ветки, разоряли деревянные постройки на топливо, многие насаждения были поражены вредителями, потеряли свою форму и вид. Требовался большой объем работы для приведения сада в порядок, но средств не было.В это время сад находился в ведении отдела коммунального хозяйства. В 1922г. он передал отгороженную часть сада (бывший «круг») в аренду отделу народного образования с условиями произвести там ремонт аллеи, эстрады, обеспечить охрану арендуемого участка. Позднее сад перешел в ведение Тагокрсовпрофа, с 1926г. – Окрисполкома. При этом хозяйственная часть возлагалась на Местхоз, а культурно-просветительная – на Политпросвет. Практиковалась сдача в аренду коммерческих объектов сада в основном государственным и кооперативным учреждениям, в исключительных случаях – частным предпринимателям. Чтобы ощутить атмосферу, царившую в парке, в первые десятилетия после установления Советской власти в городе, обратимся к книге жалоб закусочной №1, которая располагалась у каменной ротонды. Закусочная принадлежала ЦРК – центральному рабочему кооперативу.
Популярные материалы:
Основные цели Индуизма
Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законн ...
Посещение невестой кладбища
Если у просватанной девушки не было в живых отца или матери, то в первую очередь после рукобитья она навещала родную могилу. это было так называемое первое гостибище, после которого начиналось приглашение породы.
Утром мать будила девушк ...
Жилище
Во всей Великобритании преобладает традиционное вертикальное расположение квартир на двух этажах. В таком доме жил и наш герой Пип Пиррин. На первом этаже находились кухня и гостиная, на втором, две спальни.
"А миссис Джо тем времен ...