История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Материалы » История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Страница 19

В 1932г. для особо «уважаемых людей граждан Таганрога; тех, кто устанавливал в городе Советскую власть или участвовал в партизанском движении, был установлен бесплатный вход в парк»2 , как и для членов Горсовета, членов Горсовпрофа, ГК ВКП (б) и ВЛКСМ.

«Делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в это заключено противоречие: можно ли создавать новое при помощи старого? Однако других людей не было, и быть не могло. Поэтому перед новой властью становилась сложнейшая задача – проведение культурной революции».

Ее первый этап начался практически сразу после прихода к власти большевиков. В 30е годы начинается новый этап «культурной революции». В ходе нее утверждается доктрина: «Революция никогда не была, и не будет целью… Революция – средства к созданию гармоничной культуры, к бесконечному росту сил и красоты человека. Человек – вот цель всех важных вещей.… Но не отдельный представитель революционной борьбы, а народ, действие, борьба масс, вот, что нужно показывать и выделять… Необходимо отказаться от индивидуальности, эмоций, старостей человека. Общество должно работать, как сложный механизм, в котором каждый член его знает свое место и не выделяется по сравнению с другими. Народ – подлинный герой большинства произведений данного периода культурной революции».

Исходя из выше сказанной доктрины, начиная с 30х годов ХХ в советской культуре, особое внимание уделяется показу «настоящего человека: физически развитого, сильного, мужественного, готового на любые жертвы во имя процветания отчизны».

Идеалом физической красоты и гармонии служат античные образы. Фигуры, хорошо сложенных, красивых атлетов античного склада, философы Древнего Рима и Древней Греции украшают фронтоны домов, парки и скверы городов Советского Союза. Таганрогский городской парк в 1925г. украшался многочисленными гипсовыми скульптурами.

«К 1 мая 1925г. в городском парке установили свыше 20 гипсовых копий античных скульптур времен I – V вв. до н.э., среди которых: «Дискобол», «Копьеносец» и другие. А также 30 больших греческих и римских ваз. На аллее философов, обсаженной могучими берестами и кленами, выставили бюсты Сократа, Платона, Гомера, Пифагора…».

Как мы видим, таганрогский парк не стал, да и не мог стать исключением из списка советских культурных центров, задачей которого стало воспитание «нового человека».

Согласно новым веяниям изменяется и облик парка. Появляются красочные клумбы с выкладкой модных в то время лозунгов: «Слава Труду»; «Жить стало лучше, жить стало веселей!» и т.д. Для привлечения в парк «новой публики», для удобства в нем, «Открыли павильон «Азчербродтрест» с продажей пива, фруктового морса, кваса, крем- соды, лимонада, газированной воды чистой, с. натуральным сиропом , воды с ликером».

Но, по-прежнему, большая часть любящих музыку жителей Таганрога, старожил города ходят в парк на бесплатные музыкальные концерты. По-прежнему, оркестром руководит Валериан Гаэтанович Молла – старший сын известного итальянского музыканта, создателя симфонического оркестра в нашем городе Г.В. Молла. П.П. Филевский, историк, автор первой книги о Таганроге, замечал: «Валериан Молла по таланту не его отец, хотя и музыку любит и всегда у него лето».

В 30е годы ХХ века В.Г. Молла исполняет со своим оркестром в парке классическую музыку. Однажды он исполнил увертюру П.И. Чайковского «1812г.» и включил в ее исполнение фрагменты из гимна царской России «Боже царя хранит». За это он был арестован… Исполнение классической музыки в тот период времени небезопасно. Исполнять музыку признанных во всем мире классиков Шопена, Чайковского и других выдающихся композиторов с мировым именем якобы не нужно было советскому человеку.

14 июня 1931г. в газете «Таганрогская правда» некто Лазарев объяснял таганрожцам, почему музыка этих и других классиков вредна советскому человеку в исполнении В.Г. Молла. Оказывается: «элементарные сведения об искусстве, определение Маркса и Ленина о месте и роли искусства у руководства городским оркестром отсутствует. Иначе, чем можно объяснить появление в репертуаре враждебных пролетариату по замыслу и идеологии вещей, бескритического отношения к старым музыкальным произведениям русских и иностранных композиторов? Неужели так необходимо для пролетариата знание старинного танца аристократов – «Менуэт Помпадур»? Танца, названного по имени любовницы короля Людовика XIV, состоящего из кривляний, ломаний и бесчисленного множества реверансов, исполняемого аристократами – бездельниками, живущими за счет обнищания французского народа.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Популярные материалы:

Модерн в архитектуре 20 века
Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовл ...

Зимние праздники и обряды
Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. Основной их целью было достижение плодородия в самом широком понимании этого слова. Культ плодородия зароди ...

Посещение невестой кладбища
Если у просватанной девушки не было в живых отца или матери, то в первую очередь после рукобитья она навещала родную могилу. это было так называемое первое гостибище, после которого начиналось приглашение породы. Утром мать будила девушк ...