Этнические миграции

Страница 1

Важнейшей чертой эволюции этнической структуры населения Ставропольского края является устойчивое и более глубоко выраженное, в сравнении с общероссийскими тенденциями, снижение удельного веса русских в составе как городского, так и сельского населения.

На протяжении прошлого десятилетия в географии расселения мигрантов выявились признаки, свидетельствующие о резком изменении социально-экономических условий для их расселения на территории субъектов региона. В отличие от прошлых десятилетий, в 1990-е годы обозначились следующие черты динамики численности и расселения русских на Ставрополье. Во-первых, темпы прироста

их численности остались высокими

и составляют 0.5% в год, что соответствует показателям прошлого десятилетия.

Во-вторых, в 1990-е годы наступил новый этап в заселении русскими степного Пред­кавказья и Ставрополья в частности.

Длительный период устойчивого сокращения их числен­ности в сельской местности региона сменился активным ростом.

Во второй половине 1990-х годов миграционные процессы у русских на территории края существенно изменились. На Ставрополье появляются территории с высоким ко­эффициентом миграционного оттока русских (Турк!менский, Нефтекумский, Левокумский, Курский, Арзгирский), а также со средним и низким. Таким был каждый четвертый район Ставрополья

Т.о. к 2000 году на территории крае образовалась обширная зона миграционного оттока русских, включающая на ряду с большим числом сельских районов, и урбанизированные территории.

В 2001 году в сельской местности края зона миграционной убыли русских включает почти 2/3 районов. Группу районов с высоким коэф­фициентом миграционного оттока на Ставрополье образуют, прежде всего, восточные районы - Нефтекумский, Левокумский, Курский, Туркменский, а также Арзгирский, Степновский. Основная часть районов края относится к территориям с низким коэффициентом миграционного оттока рус­ских, но тревожит, во-первых, ее обширность - 1/3 районов края, во-вторых, ее география, которая охватывает районы не только восточной части края, но и западной, центральной.

Миграционный прирост в сельской местности у русских отмечается в половине районов, однако преобладают в основном районы со средним и низким миграционным приростом.

Миграции и расселение народов Кавказа на Ставрополье

Важной региональной особенностью миграционных процессов в крае является усиление кавказского компонента в миграционном приросте за счет армян, чеченцев, даргинцев и других этносов.

Вторым по численности и величине миграционного прироста этносом среди прибываю­щих на Ставрополье на протяжении большей части 1990-х годов и в настоящее время являются армяне.

Активному расселению армян на Ставрополье способствуют исторические факторы и в ча­стности традиционное расселение этого этноса на Ставрополье. Еще в 19 веке в крае сформиро­валась армянская диаспора. Районами традиционного расселения в крае стали города КМВ, Бу­денновск, Курской район.

Высокий коэффициент ми­грационного прироста отмечался в большой группе сельских районов, где армяне ранее компактно не проживали - Александровском, Благодарненском, Грачевском, Изобильненском, Ипатовском. Всего примерно в 88% сельских районов края отмечался высокий коэффициент миграционного прироста армян, а также в большинстве малых городов. Отток наблюдался в Туркменском, Левокумском, Апанасенковском районах. Существенные изменения в географии расселения армян на Ставрополье - одном из традиционных и крупных ареалов их проживания в России, объясня­ется в первую очередь устойчивым и мощным потоком вынужденных мигрантов не только из На­горного Карабаха, но и других районов Азербайджана, а также Грузии, Армении и республик Се­верного Кавказа. В последующие годы коэффициент миграционного прироста армян снизился, и изменилась география расселения мигрантов. В 2000 году активизировалось расселение армян в сельской местности края.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

О соли в подробностях
Потребность в соли возрастала. Вольный люд шел на завод неохотно, наслышавшись об изнурительном труде. И в самом деле, соль разъедала руки и ноги, превращая людей в инвалидов. Солеварение производилось из рассолов, выходящих на поверхнос ...

Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Паспорт социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса. Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...

Сборы жениха
В доме жениха, как и в доме невесты, утро свадебного дня начиналось с приготовлений к предстоящему торжеству. Так же заранее готовили обильное угощение, украшали избу. С утра мать топила баню, будила сына и поила его чаем. Жениха, как и н ...