Хозяйственная жизнь Ачинского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Хозяйственная жизнь Ачинского острога

Страница 2

Не приходится, по всей видимости, для XVII в. говорить и о начале земледелия. Беспокойная жизнь Ачинского острога оставляла мало надежд дождаться и собрать урожай. Недаром в росписном списке 1642 г. не перечислены какие-либо сельскохозяйственные орудия труда. Положение могло измениться лишь после перенесения острога в Басагарскую волость в 1656 г., где «пашенных земель и сенных покосов много подле Ачинсково острогу» и «пашенных крестьян мочно там» поселить. Но это, скорее всего, осталось благими пожеланиями; во всяком случае, известно, что в 1679 г. от Ачинского острога члены ясачной Керексуской волости ездили в Красноярск за хлебом. Более серьезные попытки к заведению хлебопашества могли быть сделаны уже в самом конце XVII в., около острога на карте были показаны пашенные места и мельницы.

Определенному росту Ачинского острога в конце XVII – начале XVIII в. должно было способствовать то обстоятельство, что он находился на сухопутной дороге из Тобольска на Иркутск через Тару, Барабу, Частик, Томск, Ачинск, Красноярск, Капск, Удинск и Вельский острог. Отдаленные воспоминания об этом сохранились в «Топографическом описании уездов Тобольского наместничества» 1784 г., где сказано, что Ачинск сначала был заселен крестьянами, переведенными из Енисейского уезда на вновь учрежденную дорогу из Томска, но в каком году – неизвестно[100].

Таким образом, на пороге XVIII в. это был обыкновенный небольшой сибирский острог, выполнявший обычные функции – ясачную и военную. Но с укреплением южных рубежей Сибири осталась только ясачная. С проведением дороги начинают развиваться торговля и транспорт. Развитие земледелия в начале XVIII в. только еще начиналось. Тем не менее все эти обстоятельства послужили основой для первоначального формирования протогородского населения Ачинского острога. И в этом плане судьба Ачинского острога, сделавшегося вскоре небольшим провинциальным городом, типична для многих сибирских ясачных острогов. Но долго еще основной функцией города оставалась военная. Вот почему в 1785 г., когда заново утверждались гербы сибирских городов и острогов, Ачинский герб украшали лук и колчан со стрелами.

Определенные изменения наступают во второй половине XVIII в., когда Ачинский острог в 1782 г. переводится в разряд уездных городов Енисейской губернии. Согласно городовому «расписанию», во вновь образованном городе были открыты административные учреждения, такие как Нижняя расправа, Городническое управление, Нижний земский суд. Нижняя расправа ведала судебными делами купцов, мещан, крестьян и разночинцев, подчиняясь соответствующим учреждениям губернского города. Городом управлял городничий. Нижний земский суд заведовал полицией в уезде и разбирал различные мелкие судебные дела между крестьянами. Эти же функции на местах выполняли крестьянские старосты. В 1785 г., согласно «Городовому положению .», в семи городах Сибири, в том числе и в Ачинске, были созданы ратуши, во главе которых стояли бургомистр и два ратмана, избираемые городской общиной. Но содержание даже такого малочисленного городского управления было не по карману городским налогоплательщикам, и при очередной административной реформе Ачинск был преобразован в «посад» – городское поселение, но без права своего городского самоуправления, что для ачинских мещан было как раз очень выгодно[101].

Сам Ачинский уезд в конце XVIII в. состоял из 11 волостей – Больше-Кемчугской, Устьюжской, Атамановской, Сухобузимской, Нахвальской, Падемской, Новоселовской, Подгородной, Красноречинской, Боготольской и Кийской, в которых вместе с населением города проживало 17373 чел., в том числе: мещан – 2826 чел., купцов – 7, заводских крестьян – 197 и ясачных инородцев – 1181 чел. Но в самом городе проживало всего 455 душ мужского и 256 женского пола 142.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Значение святок у русских
Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Г ...

Комплекс белорусского мужского национального костюма
Традиционный народный костюм (строй) - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался в ...

Праздники весеннего цикла
Hа весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам мăнкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калăм кун и завершался сĕрен или вирем. Калăм — один из ...