Исторические корни костюма семейских Забайкалья
Костюм представляет собой концентрированное выражение тенденций развития культуры и общества. Это понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет облик человека: одежда, головной убор, обувь, прическа, украшения. Элементы костюма позволяют четко определить и понять эстетические, социальные нормы, поведенческие стереотипы, традиции, обычаи народа.
По сравнению с другими видами искусства костюм обладает важнейшим качеством – возможностью реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. В костюме раскрывается глубинная сущность народной жизни. Одежда человека представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы. В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа, которую принято называть «семейские». Особый интерес для этно-регионального изучения на занятиях с учащимися по ДПИ представляет костюм семейских, как интеграционная в своих основах задача: его исследуют этнографы, искусствоведы, культурологи. Знания о костюме в культурологическом аспекте – мощный импульс к аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся на уроках ДПИ.
Если исторический костюм – это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда многих ныне живущих народов, раскрывающая нам в своем многообразии особенности их психологии. Народные и национальные костюмы представляют собой «стабильную» одежду, и претерпели лишь незначительные изменения. Костюм «семейских» Забайкалья в отличие от современного связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией, включен в жесткую семантику установлений эпохи (возрастную, сословную, конфессиональную).
Вышесказанное определяет логику изучения костюма: от существенного в самих основах бытия (вечного) к значимому во времени (историческому). В этом контексте как «вечное» может быть рассмотрено, например, такое явление культуры, как рубаха. Она содержит в себе символы земледельческой культуры, брачного и родильного обрядов. Внешний вид и символическое значение этой одежды помогают проследить процесс ее трансформации (от Древней Руси).
Слово «костюм» пришло в русский язык из французского, в котором соответствует понятию «обычай» (costume). Таким образом, «костюм» - это не только элемент одежды, но и то, что, собственно, и создает облик человека конкретной эпохи: традиция использования определенных видов ткани, отделки, орнаментов. К костюму относится и манера манипулирования вещью. Так проявляется отношение человека к себе, к общественному устройству, миру.
В быту воспитывались основные эстетические идеалы староверов: представление о красоте и гармонии в природе, любовь к иконе, опрятности народного костюма, любовь к фольклору – все это способствовало созданию костюма семейских.
Следует отметить, что первоначальный состав старообрядческих групп до переселения в Сибирь, как показали исследования, этнографически неоднородный, что объясняет некоторые различия в одежде между забайкальскими, алтайскими старообрядцами, семейскими, проживающими на территории Бурятии, костюм которых отличается от костюма семейских более северных районов.
Обязательными атрибутами костюма семейской женщины были рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук (запон)[20] традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Семейские женщины шили рубахи и сарафаны из привозных китайских (даба, далема, бурс, чесуча, камка), русских и европейских (плис, кашемир, ситец, бумазея) тканей.
Консерватизм быта старообрядцев, их удаленность от центральных районов явились в значительной степени причинами, объясняющими длительность сохранения старинной одежды у этой группы, но это не означало, что она оставалась изолированной от внешних влияний и не изменялась, как и художественные традиции и вся их культура.
Между семейскими и окружающим населением устанавливались взаимополезные связи в хозяйственной жизни, кустарных промыслах (резьба, роспись, производстве ювелирных изделий). На формирование костюма сказалось влияние народов Восточной Сибири – бурят (в многоцветной вышивке шелками, строчке, тамбуре и причины использования элементов одежды семейских, а также гендерные, знаковые особенности костюма. Костюм семейских Забайкалья тесно связан с историей и эстетическими воззрениями его создателей. В связи с суровыми климатическими условиями в комплекс одежды семейских входили: штаны, шубы, платки, теплые вязаные носки и т.д. Для изготовления одежды использовались материалы: шкуры животных (кожа), меха (шерсть).
Обязательным атрибутом как женского, так и мужского костюма семейских является рубаха, которая имеет очень глубокий символический смысл, является символом единства, благополучия и гармонии, поэтому она непосредственно прилегала к телу.
Популярные материалы:
Версаль – резиденция Короля «солнца»
Версаль был скромной деревушкой, когда Людовик XIII построил там небольшой замок. Людовик XIV решает совсем перебраться из Парижа в Версаль, и с 1682 г. на целое столетие вплоть до падения режима монархии Версаль становится королевской ре ...
Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма.
Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...
Теории этногенеза башкирского
народа
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. Основными теориями происхождения башкир считаются угорская, тюрк ...