Исторические корни костюма семейских Забайкалья

Страница 1

Костюм представляет собой концентрированное выражение тенденций развития культуры и общества. Это понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет облик человека: одежда, головной убор, обувь, прическа, украшения. Элементы костюма позволяют четко определить и понять эстетические, социальные нормы, поведенческие стереотипы, традиции, обычаи народа.

По сравнению с другими видами искусства костюм обладает важнейшим качеством – возможностью реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. В костюме раскрывается глубинная сущность народной жизни. Одежда человека представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы. В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа, которую принято называть «семейские». Особый интерес для этно-регионального изучения на занятиях с учащимися по ДПИ представляет костюм семейских, как интеграционная в своих основах задача: его исследуют этнографы, искусствоведы, культурологи. Знания о костюме в культурологическом аспекте – мощный импульс к аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся на уроках ДПИ.

Если исторический костюм – это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда многих ныне живущих народов, раскрывающая нам в своем многообразии особенности их психологии. Народные и национальные костюмы представляют собой «стабильную» одежду, и претерпели лишь незначительные изменения. Костюм «семейских» Забайкалья в отличие от современного связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией, включен в жесткую семантику установлений эпохи (возрастную, сословную, конфессиональную).

Вышесказанное определяет логику изучения костюма: от существенного в самих основах бытия (вечного) к значимому во времени (историческому). В этом контексте как «вечное» может быть рассмотрено, например, такое явление культуры, как рубаха. Она содержит в себе символы земледельческой культуры, брачного и родильного обрядов. Внешний вид и символическое значение этой одежды помогают проследить процесс ее трансформации (от Древней Руси).

Слово «костюм» пришло в русский язык из французского, в котором соответствует понятию «обычай» (costume). Таким образом, «костюм» - это не только элемент одежды, но и то, что, собственно, и создает облик человека конкретной эпохи: традиция использования определенных видов ткани, отделки, орнаментов. К костюму относится и манера манипулирования вещью. Так проявляется отношение человека к себе, к общественному устройству, миру.

В быту воспитывались основные эстетические идеалы староверов: представление о красоте и гармонии в природе, любовь к иконе, опрятности народного костюма, любовь к фольклору – все это способствовало созданию костюма семейских.

Следует отметить, что первоначальный состав старообрядческих групп до переселения в Сибирь, как показали исследования, этнографически неоднородный, что объясняет некоторые различия в одежде между забайкальскими, алтайскими старообрядцами, семейскими, проживающими на территории Бурятии, костюм которых отличается от костюма семейских более северных районов.

Обязательными атрибутами костюма семейской женщины были рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук (запон)[20] традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Семейские женщины шили рубахи и сарафаны из привозных китайских (даба, далема, бурс, чесуча, камка), русских и европейских (плис, кашемир, ситец, бумазея) тканей.

Консерватизм быта старообрядцев, их удаленность от центральных районов явились в значительной степени причинами, объясняющими длительность сохранения старинной одежды у этой группы, но это не означало, что она оставалась изолированной от внешних влияний и не изменялась, как и художественные традиции и вся их культура.

Между семейскими и окружающим населением устанавливались взаимополезные связи в хозяйственной жизни, кустарных промыслах (резьба, роспись, производстве ювелирных изделий). На формирование костюма сказалось влияние народов Восточной Сибири – бурят (в многоцветной вышивке шелками, строчке, тамбуре и причины использования элементов одежды семейских, а также гендерные, знаковые особенности костюма. Костюм семейских Забайкалья тесно связан с историей и эстетическими воззрениями его создателей. В связи с суровыми климатическими условиями в комплекс одежды семейских входили: штаны, шубы, платки, теплые вязаные носки и т.д. Для изготовления одежды использовались материалы: шкуры животных (кожа), меха (шерсть).

Обязательным атрибутом как женского, так и мужского костюма семейских является рубаха, которая имеет очень глубокий символический смысл, является символом единства, благополучия и гармонии, поэтому она непосредственно прилегала к телу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Развитие белорусской культуры
В XIY-XY вв. в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. Библиотеки и центры рукописного искусства существовали в Полоцке, Слуцке, Супрасле, Гродно, Новогрудке, Бресте и других ...

Музей в деревне Ваймуша
В пинежской деревне Ваймуша уже несколько лет действует школьный музей «Истоки». Приезжают туда не только российские, но и иностранные туристы. Дом, в котором располагается музей, был построен в 1858 году. Он принадлежал известному на Пи ...

Заключение.
Прошло время пустых прилавков, продовольственных талонов и неприветливых продавцов. Предприятия торговли и общественного питания, а их в районе 1105, стараются привлечь потребителя и обслужить его так, чтобы он ушел довольный и с покупкой ...