Исторические корни костюма семейских Забайкалья

Страница 2

Семейские Забайкалья обладали большим сельскохозяйственным опытом и трудолюбием. Для работы в поле необходима удобная одежда, поэтому мужчины и женщины подпоясывали рубахи, носили штаны с ластовицей (шкеры).

Женщины носили платки, убирая волосы, и сарафаны с широким подолом для сбора урожая.

Делая обобщения, можно сказать, что костюм семейских Забайкалья – один из стойких уникальных этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества.

Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты, обмен между двумя и более этническими общностями материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Таким образом, многогранное искусство семейских имеет свои особенности, присущие ему, сложившиеся в XVII-XIX вв. в период неоднократных поселений.

В костюме семейских Забайкалья нашли применение китайские ткани (даба – далемба). «Темно-синий, черный, в магазине брали» - подтверждает одна из семейских женщин. Применяли шелка (бурс, кинфа, чесуча). У бурят были заимствованы: доха, меховая шапка (малахай). Костюм семейских включает не только северорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского и украинских костюмов (гачи, шаровары, ношение «корольков», т.е. бус), а также способы повязывания платков. «Имеются в семейской одежде и южнорусские черты: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, дутые бусы, яркие ткани, украшение цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями. Женский костюм включает в себя следующие элементы: рубаха, сарафан, нижняя юбка, пояска,[21] запон и кичка[22], кокошник[23] (для замужней женщины), медный крест, бусы, позатыльник,[24] повязки и другие» - отмечала в своих трудах Г.С.Маслова.[25]

В теоретической части занятий по ДПИ, возможно вовлечение учащихся через игру, драматизацию и другую актуальную для ребенка деятельность в диалоги о формах бытового устройства, человеке, его культуре, идеалах. Педагогическая задача заключается в том, чтобы, во-первых, не упустить возрастные возможности ребенка чувствовать, переживать, размышлять о жизни и человеческих судьбах, а во-вторых, поднять на новый, качественно более высокий уровень эту внутреннюю работу. Активизировать образное мышление ребенка через систему вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию.

На уроках ДПИ возникает необходимость преподавания культурологических знаний по региональной культуре для учащихся и вопросы по культуре семейских Забайкалья. «Как называется головной убор женщины в семейском костюме» предполагает односложный ответ: «кичка». «Как на Руси, по народным представлениям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия как «повойник», «кика», «орнамент», «цвет» и т.д.

В процессе диалога происходит осмысление слова «беда» (горе, увечье, бедность, позор, бездетность). Проблема, затронутая в вопросе, касается семейных отношений, и личных переживаний человека, и эстетического поведения женщины.

Это знание декоративных образов, и особого, сейчас в значительной степени утраченного, языка, полного многозначности, поэтических метафор и иносказаний.

Этот язык был связан с очеловеченным, мифологизированным миром природы. В силу специфики образного мышления семейских Забайкалья каждое изображение (в росписях, резьбе, вышивке) могло стать поводом для развития заложенного в произведении действия. Известную информацию о круге представлений крестьянина дают загадки. Хотя среди фольклористов нет однозначного мнения об историческом возрасте ряда загадок, некоторые их виды обнаруживают связь с поразительно глубокой древностью. Много народных загадок связано с природой и ее явлениями, в них окружающий мир рисуется знакомыми образами, в виде частей дома, предметов быта, предметов одежды.

С учащимися на уроках ДПИ можно рассмотреть загадки семейских Забайкалья.

«Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены» (ночное небо и звезды).

«Из окошка в окошко – золото веретешко» (солнечный лучик).

«Стоит в кичке Орина выше овина, клонится, не переломится» (журавль у колодца).

Или «Лютая свекровь семью стережет, свекровь рассердится – семья разбежится» (матица).

Печь в избе могла быть «великаном в углу» или «Стоит Матрена здорова, ядрена, зенки (глаза) и пасть открыват, что дают – глотат». Очень древнее содержание прочитывается в этом образе, связанном с магией жизни. Рогатина для печи, это и рогатое женское существо – устойчивое антропоморфное изображение (рогов) в вышивке. Исследователи указывали на сходство кички – женского головного убора – с рогами коровы. Рога, в свою очередь, связывали с плодородием и благополучием. Тем самым печь с отходящими от нее воронцами, разграничивающими избу на углы, соединялась с важными культами в жизни семейских Забайкалья – культом плодородия и зажиточности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Площадь Мира
Площадь возникла на месте Красноярского острога. Острог сгорел в 1773 году. Деревянный острог не стали восстанавливать, и рядом с Воскресенским собором возникла торговая площадь. В XVIII веке базар на площади устраивался один раз в неделю ...

Экономическая жизнь
В 4 в. до н. э. процветала торговля хлебом, за счет которой богатела скифская знать. Она прилагала усилия к тому, чтобы полностью поставить под свой контроль торговлю зерном. В связи с этим возникло огромное укрепленное поселение площадью ...

Ханты
Х‘АНТЫ, ханти, хандэ, кантэк (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек). Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных о ...