Исторические корни костюма семейских Забайкалья

Страница 2

Семейские Забайкалья обладали большим сельскохозяйственным опытом и трудолюбием. Для работы в поле необходима удобная одежда, поэтому мужчины и женщины подпоясывали рубахи, носили штаны с ластовицей (шкеры).

Женщины носили платки, убирая волосы, и сарафаны с широким подолом для сбора урожая.

Делая обобщения, можно сказать, что костюм семейских Забайкалья – один из стойких уникальных этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества.

Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты, обмен между двумя и более этническими общностями материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Таким образом, многогранное искусство семейских имеет свои особенности, присущие ему, сложившиеся в XVII-XIX вв. в период неоднократных поселений.

В костюме семейских Забайкалья нашли применение китайские ткани (даба – далемба). «Темно-синий, черный, в магазине брали» - подтверждает одна из семейских женщин. Применяли шелка (бурс, кинфа, чесуча). У бурят были заимствованы: доха, меховая шапка (малахай). Костюм семейских включает не только северорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского и украинских костюмов (гачи, шаровары, ношение «корольков», т.е. бус), а также способы повязывания платков. «Имеются в семейской одежде и южнорусские черты: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, дутые бусы, яркие ткани, украшение цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями. Женский костюм включает в себя следующие элементы: рубаха, сарафан, нижняя юбка, пояска,[21] запон и кичка[22], кокошник[23] (для замужней женщины), медный крест, бусы, позатыльник,[24] повязки и другие» - отмечала в своих трудах Г.С.Маслова.[25]

В теоретической части занятий по ДПИ, возможно вовлечение учащихся через игру, драматизацию и другую актуальную для ребенка деятельность в диалоги о формах бытового устройства, человеке, его культуре, идеалах. Педагогическая задача заключается в том, чтобы, во-первых, не упустить возрастные возможности ребенка чувствовать, переживать, размышлять о жизни и человеческих судьбах, а во-вторых, поднять на новый, качественно более высокий уровень эту внутреннюю работу. Активизировать образное мышление ребенка через систему вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию.

На уроках ДПИ возникает необходимость преподавания культурологических знаний по региональной культуре для учащихся и вопросы по культуре семейских Забайкалья. «Как называется головной убор женщины в семейском костюме» предполагает односложный ответ: «кичка». «Как на Руси, по народным представлениям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия как «повойник», «кика», «орнамент», «цвет» и т.д.

В процессе диалога происходит осмысление слова «беда» (горе, увечье, бедность, позор, бездетность). Проблема, затронутая в вопросе, касается семейных отношений, и личных переживаний человека, и эстетического поведения женщины.

Это знание декоративных образов, и особого, сейчас в значительной степени утраченного, языка, полного многозначности, поэтических метафор и иносказаний.

Этот язык был связан с очеловеченным, мифологизированным миром природы. В силу специфики образного мышления семейских Забайкалья каждое изображение (в росписях, резьбе, вышивке) могло стать поводом для развития заложенного в произведении действия. Известную информацию о круге представлений крестьянина дают загадки. Хотя среди фольклористов нет однозначного мнения об историческом возрасте ряда загадок, некоторые их виды обнаруживают связь с поразительно глубокой древностью. Много народных загадок связано с природой и ее явлениями, в них окружающий мир рисуется знакомыми образами, в виде частей дома, предметов быта, предметов одежды.

С учащимися на уроках ДПИ можно рассмотреть загадки семейских Забайкалья.

«Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены» (ночное небо и звезды).

«Из окошка в окошко – золото веретешко» (солнечный лучик).

«Стоит в кичке Орина выше овина, клонится, не переломится» (журавль у колодца).

Или «Лютая свекровь семью стережет, свекровь рассердится – семья разбежится» (матица).

Печь в избе могла быть «великаном в углу» или «Стоит Матрена здорова, ядрена, зенки (глаза) и пасть открыват, что дают – глотат». Очень древнее содержание прочитывается в этом образе, связанном с магией жизни. Рогатина для печи, это и рогатое женское существо – устойчивое антропоморфное изображение (рогов) в вышивке. Исследователи указывали на сходство кички – женского головного убора – с рогами коровы. Рога, в свою очередь, связывали с плодородием и благополучием. Тем самым печь с отходящими от нее воронцами, разграничивающими избу на углы, соединялась с важными культами в жизни семейских Забайкалья – культом плодородия и зажиточности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Пантеон богов
Существование пантеона богов, связанного с аграрным культом, подтверждает найденный в «реке Збруч в 1848 году столб с четырехликой головой».[10] Первыми и основными богами там считались Дажьбог – божество света, солнца, дающий блага, миф ...

Из истории культурных связей ногайцев с терскими казаками и другими народами северо-восточного кавказа в XVIII-XIX вв.
На протяжении многих веков Северо-Восточный Кавказ привлекает внимание исследователей многоликостью региона, его полиэтничностью, языковой пестротой, разнообразием обычаев. Издавна народы региона поддерживали между собой тесные экономичес ...

Образование Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объедине ...