Исторические корни костюма семейских Забайкалья

Страница 4

Язык костюма древних славян был обращен и к традиции поминания предков. Эта, казалось бы, религиозная функция костюма порождала еще одну его роль в культуре. Почитания предка – следование его заповедям, жизненной и бытовой практике. Предок – тот, кто перед тобой, кто определяет своим опытом весь строй твоего поведения, духовного и хозяйственного уклада. Таким образом, задачей каждого человека становилась необходимость сохранять предначертания отцов и дедов. И в костюме (деталях и отделке) отражалась его мемориальная функция, способствовавшая осознанию индивидом своей принадлежности к семье, роду, племени, государству. Костюм определял также границы дозволенной интеграции с иноплеменниками и в то же время ставил запреты на проникновение их культуры.

Костюм выполнял утилитарную гендерную функцию. Костюм представлял собой и военные доспехи – защищал и реально, с помощью материалов и приспособлений, и символически, через символику кроя, орнамента, через обереги, магию меха, зубов животных.

Все это имело силу и в охотничьем деле, ведь каждый древний славянин являлся и добытчиком – охотником, рыболовом. В практике хозяйствования человек исследовал мир природы, учился брать с пользой ее дары, но и не забывал отдать ей долг в обряде, жертве, молитве.

В итоге названы те знаковые уровни символики костюма древних славян, которые имели значение и проходили через практику каждого человека далекой эпохи Киевской Руси. Функции костюма: религиозно-магическая, социальная, эстетическая, мемориальная, утилитарная, гендерная, важны для семантического понимания костюма любой эпохи, в частности для понимания костюмов семейских Забайкалья, где в сущности много общего. Костюм семейских Забайкалья тесно связан с историей, с эстетическими воззрениями древних славян. Костюм существует в культурном пространстве эпохи. Из бытия и быта черпаются знаки, составляющие смысловые уровни культуры (высокое – низкое, духовное – земное).

На формировании древне-русского костюма не могли не сказаться и ведущие способы хозяйствования. Именно они в первую очередь определяли характер одежды самой многочисленной группы населения – земледельцев. Аграрный тип культуры создал тот круг представлений о мире, человеке, который был отражен в костюме. Возделывание земли было долгом пахаря. Сама земля и ее плоды обожествлялись. Этот земледельческий культ находил яркое отражение в символах костюма через его детали, орнаменты, обереги, животную магию. перед древним славянином открывался мир, разделенный надвое: мир необузданных стихийных сил, враждебных – «черный свет»; мир ясности, подаренный богами – «белый свет». Эти понятия отражались в символике и магии цвета: черный – черный свет, белый – белый свет. Цветом человеческой жизни и обряда был красный. Характерно, что эта троичная система мировидения и цветовосприятия нашла широкое отражение в костюме: белый свет – полотно, хтонический (подземный) мир; черный свет – черная полоса; ритмы обряда, жизни человека, знаки мироздания – красный орнамент вышивки. В мотивах древних славян, дошедших до нас вышивок отражены следы архаичных верований в одушевленную природу (анимизм), священного зверя (тотемизм), магическую силу предметов (фетишизм). Для исследователей костюма эти сведения важны, потому что они дают представление об условиях жизни древних славян, в которых создавался «облик», «обычай», то есть в костюм как культурное и художественное целое.

«Культура эпохи создает многообразные социокультурные типы, которые раскрывают ее символику, демонстрируют традиции общественной и религиозной жизни, отражают идеалы, нравы, поведение людей своего времени, целостно выражая и представляя менталитет в культуре» - писала в научных трудах Л.И. Шерстова.[26]

Крестьянская одежда была основой, формирующей все эстетические принципы, которые позволяют говорить о художественной образности и самобытности древних одежд и национального костюма. Важнейшие характеристики крестьянского костюма – значительная длина, определяемая этикой, просторность, шитье «с запасом». Пластически силуэт костюма вписывался в вытянутый прямоугольник или неширокую трапецию с большим основанием внизу. Динамику в костюм вносили яркие полосы узоров, получаемых вначале браным[27] и закладным ткачеством.[28] Жизнь древних славян определялась кругом норм, ритуалов, практических умений, которые человек должен был передать своим потомкам.

Традиции существовали в двух мирах бытия – мужском и женском. Эти миры пересекались в свадебных, родильных и земледельческих обрядах.

Костюм крестьянина в древности состоял из традиционного набора деталей. Основой была рубаха. Комплекс костюма включал нижнюю, грубую рубаху из поскони (домотканой материи из волокон конопли) и верхнюю, из ткани более тонкой и нарядной. Верхняя рубаха в повседневном быту не использовалась (и, как правило, свидетельствовала о достатке, либо о высоком положении владельца).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Этнические процессы ХХ века
Динамика численности населения на протяжении всего XX столетия отличалась еще большей интенсивностью. Население Земли выросло более чем на 3 млрд человек, или практически в 3 раза. При этом быстрее всего росло население Латинской Америки ...

Характеристика английского общества по роману Чарльза Диккенса "Большие надежды"
Для раскрытия этой темы я изучила историю, быт, нравы английского народа. Я поставила перед собой задачу проанализировать произведение Ч. Диккенса "Большие надежды", как этнографический источник для описания жизни горожан, ремес ...

Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина
Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина. Пушкинская лира звучала – нежно, призывно, чарующе – на Руси святой. Псковские пущи, Михайловские перелески, подмосковные боры, болдинские рощи, тамбовские урочища, липецкие сосняки, ...