Роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов » Роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов

Страница 1

С древности, население Беларуси жило группами. Это были семьи, общины, поселения и т.д. И всегда в этих сообществах жили люди разных возрастных групп: старики, мужчины, женщины, дети. Каждая из этих возрастных групп имела особенности, как в ежедневном, так и в обрядовом образе жизни. Так, старшее поколение руководило жизнью общины, имея богатый опыт в ведении хозяйства, общественного уклада и т.д.

В данной главе рассматривается роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов.

Начнем с того, что именно пожилые люди прививали молодому поколению все обычаи и традиции, которые должны были пройти еще через многие поколения и остаться не забытыми. В традиционной семье белорусов главой семьи всегда считался мужчина, хозяин, как правило, старший мужчина. Власть главы была безграничной: он распределял работу между членами семьи, отвечал за моральное и материальное благо семьи. Такое положение мужчины оставалось довольно устойчивой традицией в большинстве семей белорусов. Но немаловажную роль в семье играла и женщина. Её положение было неоднозначным [15, c. 274-275]. При этом значимость участия пожилых мужчины и женщины в разных видах обрядности и на разных этапах обрядов отличалась.

Первым по важности можно выделить родильный обряд, который был связан с традициями прошлого и поэтому был невозможен без мудрого совета человека, прожившего много лет. Именно с бабки начиналась «новая жизнь», так как именно она принимала роды у женщин. Также её называли: «бабка-пузавязніца», «бабушка», «бабка», «баба-пупарэзка», «баба-прырадуха», «баба-родуха», «баба-пупоўніца», «баба, што бабіць дзецей»… Она владела простейшими приёмами медицины и выполняла акушерские функции. Это была женщина в возрасте, то есть старая и опытная. Без неё не обходились не одни роды.

«Бабка-повитуха» оказывалась в центре обрядовых действий. Как известно, обычаи, обряды и поэзия, связанные с появлением на свет ребенка, были предназначены для обеспечения счастливой судьбы новорожденного, облегчения страданий роженицы. Беременная женщина была обязана подчиняться множеству запретов и приметам. Но вернемся к «бабке-повитухе» и выясним её роль в данном семейном обряде [14, c. 8-9].

В 19 – начале 20 веков в белорусской деревне «бабкой-повитухой» обычно была женщина пожилого возраста, чаще всего вдова, которая сама перестала рожать. В тогдашних условиях «бабка-повитуха» была и акушеркой, и детским доктором, и советницей роженицы, и её помощницей по хозяйству в первые дни после родов [2, c. 310].

Польский фольклорист М. Федоровский, описывая обряд рождения у белорусов, отмечал, что существовали возрастные запреты на участие женщины в обярде рождения и крещения: «Няможна той жонцы бабіць дзяцей, котора яшчэ можа сваё прывясці, бо тое яе дзіця было б падбабіч» [16, с. 98].

По словам этнографа Е.Р. Романова, «Добрая бабка лічыць патрэбным даць парадзісе выпіць вады, спушчанай з усіх чатырох вуглоў стала, ці абодвух бакоў засланка ад печы, ці, нарэшче, - з абраза. Гэтая вада вельмі палягчае роды і выклікае частыя патугі» [16, с. 86]. Таким образом, бабка-повитуха была втянута еще и в цэлый ряд традиционных верований, связанных с рождением ребенка.

Вместе с ней к рожающей женщине звали еще одну бабку, так называемую «приёмную бабку». Она перевязывала пуповину, и первый раз купала ребенка. Она же потом и была главной действующей фигурой во всех последующих обрядах, связанных с новорождённым. Чаще всего «приёмная бабка» была своячкой семьи, становилась крёстной, приносила ребёнку подарки на разные праздники. Стать крёстной бабкой по тем временам – большая гордость для любой женщины пожилого возраста, кроме того это могло влиять на её жизнь на том свете.

После рождения ребёнка про «бабку» не забывали. Она поздравляла детей, родившихся с её помощью, на праздники и была в почёте у односельчан.

Однако стоит отметить тот факт, что семейные традиционные обряды имели отличия в разных местностях Беларуси [3, c. 50].

Свадебные обряды, хотя в общих чертах одинаковы на всём протяжении этнической территории Беларуси, но в частностях проведения обрядов имелось много отличий и местного разнообразия. В определенной мере это сказывалось и на привлечении старых людей к организации семейного праздника.

Свадебные обряды почти везде начинались так называемыми запоинами. В дом родителей, где жила невеста, являлись сват и сваха с водкой и хлебом. Ежели глава семейства заблаговременно предуведомленный или как большей частью случается поладивший с родителями молодого, согласен выдать дочь, то когда вино уже выпито, в сосуд, в котором оно было привезено, сыплется рожь; если же сваты приезжают случайно и родители не согласны, то ту же посуду наполняют вином и тогда сваты удаляются не говоря ни слова.

Однако роль пожилых людей в брачном обряде на этом не заканчивается. Следующим этапом свадьбы, где участвуют пожилые люди, является печение каравая. Тут не могло быть никаких мелочей: все вещи, люди, предметы, что имели отношение к приготовлению каравая – имели большое значение. По этой причине быть каравайцами приглашали только близких, свояков, крёстную мать, тех женщин, которые имели хорошую славу среди односельчан; за каравайников – состоявшихся хозяев. Старшая каравайница просила у родителей благословления перед каждым пошаговым действием.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Историческая ситуация
Тула была присоединена к великому княжеству Московскому при Василии II. Долгое время она оставалась удаленным городом на южной окраине княжества, не игравшим заметной роли в его истории. Значение Тулы начинает меняться с 16 в. В период к ...

Виды инструментальной музыки долган
" В отечественной этноорганолии инструменты классифицируются по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два критерия - что выступает источником звука и каковы способы звукоизвлечения. Поэтому по первому принципу все инст ...

Национальные праздники
Сурхарбан Одним из наиболее распространенных летних праздников является Сурхарбан. Его называют эрын гурбан наадан (три игры мужей). Один раз в год в начале лета, когда вскрывались реки, зеленела трава, подрастал молодняк, скот нагуливал ...