Роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов » Роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов

Страница 1

С древности, население Беларуси жило группами. Это были семьи, общины, поселения и т.д. И всегда в этих сообществах жили люди разных возрастных групп: старики, мужчины, женщины, дети. Каждая из этих возрастных групп имела особенности, как в ежедневном, так и в обрядовом образе жизни. Так, старшее поколение руководило жизнью общины, имея богатый опыт в ведении хозяйства, общественного уклада и т.д.

В данной главе рассматривается роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов.

Начнем с того, что именно пожилые люди прививали молодому поколению все обычаи и традиции, которые должны были пройти еще через многие поколения и остаться не забытыми. В традиционной семье белорусов главой семьи всегда считался мужчина, хозяин, как правило, старший мужчина. Власть главы была безграничной: он распределял работу между членами семьи, отвечал за моральное и материальное благо семьи. Такое положение мужчины оставалось довольно устойчивой традицией в большинстве семей белорусов. Но немаловажную роль в семье играла и женщина. Её положение было неоднозначным [15, c. 274-275]. При этом значимость участия пожилых мужчины и женщины в разных видах обрядности и на разных этапах обрядов отличалась.

Первым по важности можно выделить родильный обряд, который был связан с традициями прошлого и поэтому был невозможен без мудрого совета человека, прожившего много лет. Именно с бабки начиналась «новая жизнь», так как именно она принимала роды у женщин. Также её называли: «бабка-пузавязніца», «бабушка», «бабка», «баба-пупарэзка», «баба-прырадуха», «баба-родуха», «баба-пупоўніца», «баба, што бабіць дзецей»… Она владела простейшими приёмами медицины и выполняла акушерские функции. Это была женщина в возрасте, то есть старая и опытная. Без неё не обходились не одни роды.

«Бабка-повитуха» оказывалась в центре обрядовых действий. Как известно, обычаи, обряды и поэзия, связанные с появлением на свет ребенка, были предназначены для обеспечения счастливой судьбы новорожденного, облегчения страданий роженицы. Беременная женщина была обязана подчиняться множеству запретов и приметам. Но вернемся к «бабке-повитухе» и выясним её роль в данном семейном обряде [14, c. 8-9].

В 19 – начале 20 веков в белорусской деревне «бабкой-повитухой» обычно была женщина пожилого возраста, чаще всего вдова, которая сама перестала рожать. В тогдашних условиях «бабка-повитуха» была и акушеркой, и детским доктором, и советницей роженицы, и её помощницей по хозяйству в первые дни после родов [2, c. 310].

Польский фольклорист М. Федоровский, описывая обряд рождения у белорусов, отмечал, что существовали возрастные запреты на участие женщины в обярде рождения и крещения: «Няможна той жонцы бабіць дзяцей, котора яшчэ можа сваё прывясці, бо тое яе дзіця было б падбабіч» [16, с. 98].

По словам этнографа Е.Р. Романова, «Добрая бабка лічыць патрэбным даць парадзісе выпіць вады, спушчанай з усіх чатырох вуглоў стала, ці абодвух бакоў засланка ад печы, ці, нарэшче, - з абраза. Гэтая вада вельмі палягчае роды і выклікае частыя патугі» [16, с. 86]. Таким образом, бабка-повитуха была втянута еще и в цэлый ряд традиционных верований, связанных с рождением ребенка.

Вместе с ней к рожающей женщине звали еще одну бабку, так называемую «приёмную бабку». Она перевязывала пуповину, и первый раз купала ребенка. Она же потом и была главной действующей фигурой во всех последующих обрядах, связанных с новорождённым. Чаще всего «приёмная бабка» была своячкой семьи, становилась крёстной, приносила ребёнку подарки на разные праздники. Стать крёстной бабкой по тем временам – большая гордость для любой женщины пожилого возраста, кроме того это могло влиять на её жизнь на том свете.

После рождения ребёнка про «бабку» не забывали. Она поздравляла детей, родившихся с её помощью, на праздники и была в почёте у односельчан.

Однако стоит отметить тот факт, что семейные традиционные обряды имели отличия в разных местностях Беларуси [3, c. 50].

Свадебные обряды, хотя в общих чертах одинаковы на всём протяжении этнической территории Беларуси, но в частностях проведения обрядов имелось много отличий и местного разнообразия. В определенной мере это сказывалось и на привлечении старых людей к организации семейного праздника.

Свадебные обряды почти везде начинались так называемыми запоинами. В дом родителей, где жила невеста, являлись сват и сваха с водкой и хлебом. Ежели глава семейства заблаговременно предуведомленный или как большей частью случается поладивший с родителями молодого, согласен выдать дочь, то когда вино уже выпито, в сосуд, в котором оно было привезено, сыплется рожь; если же сваты приезжают случайно и родители не согласны, то ту же посуду наполняют вином и тогда сваты удаляются не говоря ни слова.

Однако роль пожилых людей в брачном обряде на этом не заканчивается. Следующим этапом свадьбы, где участвуют пожилые люди, является печение каравая. Тут не могло быть никаких мелочей: все вещи, люди, предметы, что имели отношение к приготовлению каравая – имели большое значение. По этой причине быть каравайцами приглашали только близких, свояков, крёстную мать, тех женщин, которые имели хорошую славу среди односельчан; за каравайников – состоявшихся хозяев. Старшая каравайница просила у родителей благословления перед каждым пошаговым действием.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Народные промыслы
В послереволюционные годы изучение народного искусства калужского края становится важной составной частые краеведческой, работы. В этот период в Калуге функционируют Калужское общество краеведения, Калужское общество истории и древностей, ...

Танец «Мордовские узоры»
Танец «мордовские узоры» исполняются парами. В нем много движений, допускающих различные танцевальные комбинации. Костюмы исполнителей. На юноше белая рубаха с национальным орнаментом на груди и рукавах, брюки белые с продольными синими ...

Крымчаки
Крымчаки (крымские евреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.), появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык (особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жи ...