Роль стариков в традиционной культуре белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов

В современно мире многое в жизни оценивается по кретериям прошлого: отношения людей друг к другу, отношения членов семьи друг к другу, общение, быт и многое другое. К сожалению, многие традиции культурной и семейной жизни белорусов претерпевают некоторые изменения, которые не всегда положительно влияют на развитие событий в будующем. Следует признать актуальной тему о значимости пожилых людей в традиционной культуре белорусов. Ведь благодаря им мы знаем своеё прошлое, живём настоящим и учимся многому для создания успешного и благополоучного будующего.

В традиционной культуре белорусов страрцы занимали особое почётное место. Их уважали как в общине, так и в семье. К ним ходили за советом и звали на каждый праздник или такое важное событие, как свадьба, крестины, похороны.

Целью данной курсовой работы явлется этнографическая характеристика жизни и быта стариков в рамках белорусской народной культуры.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

· изучение фольклорной и этнографической литературы, посвященной описаниям быта пожилых людей в рамках традиционных общества;

· показ роли и места пожилых людей в жизни семьи и белоруской крестьянской общине;

· выявление роли пожилых людей в белоруских календарных и семейных обрядах.

В первую очередь необходимо рассмотреть трактовку самого понятия старец, старик. Ведь в современном лексиконе так же присутствуют эти слова, но они с течением времени могут приобрести иной смысл.

В 19 веке понятию «старец» соответствовало определенное значение, отличное от современного. «Старцами» называли людей, которые не имели крова, средств для существования и могли быть разного возраста. Для разъяснения данного понятия полезно обратиться к труду н.Я. Никифоровского «Очерки Витебской Беларуси. Старцы»: «Это не будет старик, старший в доме, роду, общине как то естественно понимать из самого слова: марщинистая старуха, сухорукий, хромоногий муж, слепой юноша, всякий блажной…» [1, c. 1]. Из этой цитаты следует, что с течением времени понятие «старец» претерпело изменения.

На сегодняшний день, под словом «старец» подразумевается пожилой человек (человек приклонного возраста). В следствие произошедших изменений изменилась и возрастная структура человеческой жизни относительно того представления о возрастах, которое доминировало в народной культуре белорусов.

Век человеческой жизни протяжённостью в 80 лет довольно ритмично структурируется в традициях народной культуры. В основе этого ритма лежит отрезок времени, кратный 20 годам.

Пожилые люди занимали главенствующие места в общине или семье. Им оказывали различные почести. Именно старики играли главную роль в каждом семейном обряде. На родинах важные функции выполняла пожилая женщина, т.е. повитуха, также её называли «пуповязница». Именно женщина приклонных лет принимала роды и после рождения ребёнка совершала над новорожднным все необходимые обрядовые действия. На похоронах женщины голосили о покойнике, считая, что так помогают его душе. Таким образом, очевидно, что ни один обряд белорусов не обходился без людей преклонного возраста.

Для сравнения роли и места пожилых людей в отличные друг от друга исторические эпохи, стоит обратить внимание на жизнь пожилых людей в наше время. Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Изменение положения пожилых людей в семьях ныне во многом предопределяется изменениями в мире. В современных условиях накопленный опыт старшего поколения уже не имеет абсолютной прежней практической значимости, но эдементы традиционных отношений еще прочно удерживаются в семьях белорусов-современников и в устоях общественного развития даже в 21 веке.

В этой связи обращение к истокам, к пониманию роли пожилых людей в семье и обрядности белорусов позволит более глубоко осмыслить перемены, состоявшиеся в современном обществе и воспользоваться уникальным опытом, рожденным в недрах традицинно-бытовой культуры белорусского этноса.

Популярные материалы:

Общественно-политическая жизнь Красноярска в годы Перестройки
Перестройка открыла дорогу гласности и свободе слова. Люди, охмелевшие от предоставленных свобод, стали смелее высказывать свои мнения. В средствах массовой информации, в том числе и красноярских, началось повальное очернение прошлого. Од ...

История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в е ...

Площадь 350-летия Красноярска
15 ноября 1961 года был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост через Енисей. У моста были созданы две площади: Предмостная — на правом берегу Енисея, и площадь 350-летия Красноярска — на левом берегу. Проектирование и строительство архите ...