Заключение

С течением времени изменился повседневный быт белорусов, проведение обрядов и многое другое. Трансформировалась национальная кухня, видоизменился костюм, коренным образом поменялась застройка белорусской деревни и пр.

Но, как следует из выступления на конференции Шкрабовой Т.А., основанное на результатах анкетирования, респонденты дружно соглашались во мнении, что в определенной мере белорусские народные традиции сохранялись в сельской местности на Гомельщине даже в 50-80-е годы 20 века [9, с. 180]. Но всё же, с течением времени жители Беларуси, приобретая преимущества в материальной сфере, всяческие жизненные блага, меняли своё отношение к окружающему миру, а, следовательно, к людям всех возрастов. Эти процессы в полной мере затронули быт пожилых людей.

Однако и сегодня одну из главных ролей в общественной жизни, в семейной сфере продолжают играть представители старших поколений. Именно они, на протяжении всей своей жизни сумев накопить определенный багаж знаний, являются трансляторами этнических традиций в большей степени. Именно в этой среде и в начале 21 века сохраняются в активном бытовании либо в области пассивного опыта знания об организации семейной жизни и быта, об осуществлении обрядовых действий в период празднования рождения нового члена семьи, в дни свадебных торжеств, а также в печальные моменты прощания с уходящими из жизни членами семьи.

В период господства традиционно-бытового уклада в Беларуси пожилые люди были главными гарантами неукоснительного исполнения традиций и тем архетипически-подсознательным пластом общины, который возбуждал среди молодёжи необходимость точного восприятия культурных ценностей и через это полной идентификацией со своим сообществом – семьёй, родом, народом.

Положение пожилых людей в семье в традиционном обществе было строго регламентировано, порядок старшинства в семье строго соблюдался. Мнение представителей старшего поколения было руководством для ориентира в крестьянском мире для младших, именно решение старых людей предопределяло выбор кумов, брачного партнера и многое другое.

В условиях стремительной урбанизации, утраты многих правил взаимодействия поколений, характерных для белорусской народной культуры, пожилые люди неизбежно изменили свой семейный статус. Однако и сегодня в белорусском обществе воспитываются чуткость и внимание к старшим, взаимное уважение в семье. Эти и многие другие духовные ценности имеют глубокие корни в традиционной культуре.

Размещено на Allbest.ru

Популярные материалы:

Классификация обрядов
Традиционной обрядностью занимаются ученые, работающие в различных областях: археологи, этнографы, фольклористы, историки культуры. Многие из них имеют свою точку зрения о критериях классификации обрядности. В. Ауновский выделял следующи ...

Период революционных преобразований и гражданской войны в Кузбассе
Весть о победе Февральской революции и отречении императора Николая Второго от престола сразу же достигла Кузбасса. 3 марта 1917 года собрались на митинг рабочие Кольчугинских копей. В 1917 году резко повысилась общественно-политическая а ...

Населенные пункты Кузбасса получившие статус города после 1917г
Кемерово - административный центр Кемеровской области. Город расположен в среднем течении реки Томи, в Кузнецкой котловине. В его составе 5 районов -Центральный, Ленинский, Заводский, Кировский, Рудничный — и 5 рабочих поселков. Кемерово ...