Заключение

С течением времени изменился повседневный быт белорусов, проведение обрядов и многое другое. Трансформировалась национальная кухня, видоизменился костюм, коренным образом поменялась застройка белорусской деревни и пр.

Но, как следует из выступления на конференции Шкрабовой Т.А., основанное на результатах анкетирования, респонденты дружно соглашались во мнении, что в определенной мере белорусские народные традиции сохранялись в сельской местности на Гомельщине даже в 50-80-е годы 20 века [9, с. 180]. Но всё же, с течением времени жители Беларуси, приобретая преимущества в материальной сфере, всяческие жизненные блага, меняли своё отношение к окружающему миру, а, следовательно, к людям всех возрастов. Эти процессы в полной мере затронули быт пожилых людей.

Однако и сегодня одну из главных ролей в общественной жизни, в семейной сфере продолжают играть представители старших поколений. Именно они, на протяжении всей своей жизни сумев накопить определенный багаж знаний, являются трансляторами этнических традиций в большей степени. Именно в этой среде и в начале 21 века сохраняются в активном бытовании либо в области пассивного опыта знания об организации семейной жизни и быта, об осуществлении обрядовых действий в период празднования рождения нового члена семьи, в дни свадебных торжеств, а также в печальные моменты прощания с уходящими из жизни членами семьи.

В период господства традиционно-бытового уклада в Беларуси пожилые люди были главными гарантами неукоснительного исполнения традиций и тем архетипически-подсознательным пластом общины, который возбуждал среди молодёжи необходимость точного восприятия культурных ценностей и через это полной идентификацией со своим сообществом – семьёй, родом, народом.

Положение пожилых людей в семье в традиционном обществе было строго регламентировано, порядок старшинства в семье строго соблюдался. Мнение представителей старшего поколения было руководством для ориентира в крестьянском мире для младших, именно решение старых людей предопределяло выбор кумов, брачного партнера и многое другое.

В условиях стремительной урбанизации, утраты многих правил взаимодействия поколений, характерных для белорусской народной культуры, пожилые люди неизбежно изменили свой семейный статус. Однако и сегодня в белорусском обществе воспитываются чуткость и внимание к старшим, взаимное уважение в семье. Эти и многие другие духовные ценности имеют глубокие корни в традиционной культуре.

Размещено на Allbest.ru

Популярные материалы:

Энцы
ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 ...

История города Калуги
По вопросу о значении слова «Калуга» существуют разные мнения. Одни ученые производят его от «халуга» — место, огороженное тыном — другие объясняют его даже, как «окололуга». Не говоря уже о том, что в древности пишется слово «Колуга», сл ...

Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...