Заключение

С течением времени изменился повседневный быт белорусов, проведение обрядов и многое другое. Трансформировалась национальная кухня, видоизменился костюм, коренным образом поменялась застройка белорусской деревни и пр.

Но, как следует из выступления на конференции Шкрабовой Т.А., основанное на результатах анкетирования, респонденты дружно соглашались во мнении, что в определенной мере белорусские народные традиции сохранялись в сельской местности на Гомельщине даже в 50-80-е годы 20 века [9, с. 180]. Но всё же, с течением времени жители Беларуси, приобретая преимущества в материальной сфере, всяческие жизненные блага, меняли своё отношение к окружающему миру, а, следовательно, к людям всех возрастов. Эти процессы в полной мере затронули быт пожилых людей.

Однако и сегодня одну из главных ролей в общественной жизни, в семейной сфере продолжают играть представители старших поколений. Именно они, на протяжении всей своей жизни сумев накопить определенный багаж знаний, являются трансляторами этнических традиций в большей степени. Именно в этой среде и в начале 21 века сохраняются в активном бытовании либо в области пассивного опыта знания об организации семейной жизни и быта, об осуществлении обрядовых действий в период празднования рождения нового члена семьи, в дни свадебных торжеств, а также в печальные моменты прощания с уходящими из жизни членами семьи.

В период господства традиционно-бытового уклада в Беларуси пожилые люди были главными гарантами неукоснительного исполнения традиций и тем архетипически-подсознательным пластом общины, который возбуждал среди молодёжи необходимость точного восприятия культурных ценностей и через это полной идентификацией со своим сообществом – семьёй, родом, народом.

Положение пожилых людей в семье в традиционном обществе было строго регламентировано, порядок старшинства в семье строго соблюдался. Мнение представителей старшего поколения было руководством для ориентира в крестьянском мире для младших, именно решение старых людей предопределяло выбор кумов, брачного партнера и многое другое.

В условиях стремительной урбанизации, утраты многих правил взаимодействия поколений, характерных для белорусской народной культуры, пожилые люди неизбежно изменили свой семейный статус. Однако и сегодня в белорусском обществе воспитываются чуткость и внимание к старшим, взаимное уважение в семье. Эти и многие другие духовные ценности имеют глубокие корни в традиционной культуре.

Размещено на Allbest.ru

Популярные материалы:

Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
Целый ряд этнографов и лингвистов выяснили то, что бачатские телеуты назывались по-разному. Так на чертежах С. Ремезова они обозначены «Телен орда», «Телеуты», «Теленбуты», «Белые Калмыки», а в публикации 18 в. называют их «телеутскими», ...

Посещение невестой кладбища
Если у просватанной девушки не было в живых отца или матери, то в первую очередь после рукобитья она навещала родную могилу. это было так называемое первое гостибище, после которого начиналось приглашение породы. Утром мать будила девушк ...

Обряды
Свадебные С момента возникновения русских селений, свадьба бала главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родите ...