Роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов » Роль пожилых людей в семейной обрядности белорусов

Страница 2

На каждом из этапов свадьбы пожилые люди играли одну из главных ролей. Их уважали, к ним прислушивались, у них просили совета.

С течением времени пожилые люди (и не только пожилые) умирают, вследствие чего совершается похоронный обряд. Одним из первых этапов похоронного обряда является омовение тела. Омовение умершего совершают те люди, которые уже полностью решили для себя проблему продолжения своего рода (то есть те, кто больше не собирается рожать детей). Обычно это должны делать женщины пожилого возраста, вдовы, старухи, то есть старые бесплодные женщины [15, с. 357].

А.К. Сержпутовский приводил примеры страха белорусов по отношению к смерти и народные объяснения, каким образом были готовы принять смерть старик и старуха: «З усіх звычаяў, якія маюць людзі, звычаі пры смерці, пры хаванні да памінках вельмі цікавыя. Сама па сабе смерць такая страшная, што ўсіх палохае. Колькі б чалавек ні жыў, як бы яму ні было ліха жыць, а ўсё ж не хочэ паміраць, пакуль Бог веку празначыў. Кажуць жэ, што вельмі старэнькія дзед да баба наракалі на Бога, што не дае ім смерці. А як яна прышла ў постаці гусі, та дзед сказаў: агіль да бабы, а баба сабе ж кажа: агіль да дзеда. Ведамо, кожнаму хочэцца яшчэ пажыць хоць капельку. Калі ж які-небудзь чалавек наложыць на сябе рукі, то гэто не так, гэта яго чорт пад’юджвае да спакушае, каб запанаваць над яго душою. Ведамо, хто наложыць на сябе рукі, той та том свеце пойдзе ў пекло на мукі» [12, с. 226 - 227].

Сама смерть иногда представала в воображении белоруса как пожилая женщина. Вот каким образом описывают ее знатоки белорусской народной культуры 19 века: «Смерць – баба худая, вяліка, з вялікімі зубамі і касою і з мяцёлачкаю ў руках. Каму пара ўміраць, яна прыходзіць, касою – шах! – па горле і мяцёлкаю кроў замяце, і знаку няма» [16, с. 254].

Следующим этапом похоронного обряда является голошение. Как отмечал М.Я.Никифоровский: «Это не притворство, которое женщины выражают в слёзных голошениях, а мужчины в долгом разговоре с умершим, разговаривая с ним в мыслях, будто с живым» [1].

Существовало мнение, что если женщина, пришедшая наведать умершего, не проголосит по нему хотя бы одного голошения, то это неуважение к умершему и его семье, а «разгневанный дух умершего» может наказать её болезнью или долгое время пугать. Ближе к вечеру родные приглашали на ночлег к покойнику пожилых женщин и мужчин, которые по 2-3 человека сидят возле гроба [1, c. 3].

Существовали приметы, говорящие о значимости в семье главы, часто главой был именно пожилой человек: «Як галава сям’і паміре на трэцяй квадры месяца, то ў сям’і будуць «нелады», а як на поўню, то будзе ўсё «хорашанька» (Слуцкі раён)» [16, с. 259].

После проведения всех этапов похоронного обряда обязательным был поминальный стол (поминки, поминальный обед и т.д.), справляли его в день похорон. Сначала священник проводил литию с пожеланием вечной памяти умершему и благословлял трапезу, а в случае его отсутствия старший в семье зажигал перед иконой свечу и все присутствующие молились. После этого присутствующие садились за столы, обычно мужчины в углу, а женщины сбоку. Кто-нибудь из присутствующих, чаще всего женщина, которая сыпала жито, после вынесения покойника, после молитвы брала три ложки «кануна», кусок хлеба, рюмку, выходила на крыльцо и звала умершего на поминки, где за столом ему оставляли место.

Затем хозяин поднимал рюмку и, обращаясь ко всем «святым родителям» и присутствующим, говорил: «Пусть же уже наш покойник <Имя> лежит и нас грешных с того света не забывает и хлеб-соль посылает – чтобы нам самим было что есть и его праведную душу вспоминать! Честные и праведные родители! Приходите к нашему столу!» [2, c.355].

Таким образом, при рассмотрении каждого из трех важнейших обрядов, входящих в состав традиционной семейной обрядности белорусов, выявлено, что пожилые люди являлись обязательными участниками каждого. Они были главными носителям традиционной культуры и передавали свои знания из поколения в поколения, именно это обстоятельство требовало их непременного либо пассивного присутствия либо активного привлечения на разных этапах каждого обряда.

Фольклорно-этнографические материалы еще в последние десятилетия 10 века зафиксировали, что если в собственно семье белорусского крестьянина статус людей разного возраста постепенно менялся (хотя пожилые люди всегда пользовались уважением), то в рамках семейной обрядности их роль менялась в меньшей степени. Тем не менее, под влиянием урбанизации, имущественного расслоения крестьянских семей, отходничества и других факторов обрядовая культура также трансформировалась, что не могло не сказаться на участии в родильно-крестильной, свадебной и похоронной обрядности участников разного возраста, в том числе пожилых мужчин и женщин.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Уездный город
В 1688 году указом Петра I самарской крепости был присвоен статус города. Самара стала не только военным форпостом, но торговым центром. Именно через Самару осуществлялась торговля России с Востоком. Постепенно, благодаря необычайно выгод ...

Топонимика
Не только внешний облик рассказывает о телеутах как представителях тюрков, но и топонимика несёт в себе тюркские начала. Этот малый народ телеуты сформировался в границах Телеутской землицы в период от 17 до 20 века. Обращаешь внимание на ...

Одежда Русских крестьян Сибири
В данной главе мы рассмотрим одежду женщин, так как она показывает более полную картину быта сибирских крестьян. Работа, приходившаяся на долю женщин, в западносибирской деревне феодального периода была довольно разнообразной. Крестьянки ...