Из этикета горцев
Если отец уходит куда-то, сын за отца в доме. Ему говорят: «Ты старший, ты ответственный за семью».
В Дагестане за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона. Они были основаны на особо оберегаемом чувстве собственного достоинства и не терпели ни малейших отступлений от установленного этикета. Горцы считали, что лучше погибнуть от собственной руки, чем краснеть перед земляками, общественностью.
Каждый правоверный горец обязан произвести в день, по крайней мере, четыре намаза: утром, в полдень, вечером и с наступлением ночи.
Никогда не подавать своему единоверцу или иноверцу дурной вести.
Горец умирает твердо, не торгуясь за свою жизнь, не входя в трусливые сделки с совестью.
Старшие товарищи должны обращать внимание на то, как стоит или сидит молодой человек, поучать его как вести себя и слушать собеседника.
По обычаю поздравляют знакомых с приобретением новой одежды, нового оружия, вообще с любой покупкой. Это считалось признаком благовоспитанности.
По обычаю мужчина, носящий папаху, должен ставить превыше всего долг перед собой, перед родителями и народом.
Родственники тухума, если заметили кого-либо из своих в дурных поступках, должны принять строгие меры, в противном случае обязаны отвечать за его поступки.
Находясь в гостях, должен проявлять крайнюю умеренность в пище и сне, быть неприхотливым во всем, что касается жилища и других неудобств.
Нельзя устраивать свадьбу, пиршества и другие увеселительные мероприятия, когда у соседа в ауле траур или несчастье.
По правилам горской этики, когда! отправлялись в поход горцы, давали взаимное обещание приносить с собою трупы родственников и односельчан в родные места. В противном случае должен был содержать семью убитого.
Считалось неприличным ездить по аулу вскачь. Следует ездить на лошади шагом, не распевать песни и не устраивать зрелища.
Было общепринятым, если путник оказался в ауле во время траура или несчастного случая, он должен остановиться и выразить сочувствие. И лишь после этого должен продолжить свой путь.
Если путник окажется в ауле во время свадьбы и праздника, должен остановиться и принять участие в торжественных мероприятиях. Обычно это выражалось в танце своего аула или песне.
Популярные материалы:
Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...
Исторический обзор
Земли по берегам Северной Двины (т.н. Подвинье) были открыты в начале нашего тысячелетия викингами. Английские и норманнские корабли приходили в устье Северной Двины за пушниной и рыбой вплоть до ХIII века, когда из-за общего похолодани ...
Этнические процессы
Хотя и среди крепостных встречались крестьяне не только русские, но и других национальностей, но все же особой этнической пестротой отличался поток вольных переселенцев. С 1799 по 1811гг. в Бузулукский уезд прибыло на жительство 10 тыс. д ...