Хозяйственная жизнь Ачинского острога
О числе ремесленников Ачинска на конец XVIII в. ни в дореволюционной, ни в советской литературе указаний нет. В свое время некоторые авторы писали, что в то время в городе «ремесленников вовсе не было»[110], что представляется нам маловероятным. Скорее всего, при проведении переписей они не были показаны как самостоятельная группа населения. Это подтверждается и текстом «Топографического описания .» 1790 г., где сказано, что «жители уезда по большой части упражняются в хлебопашестве», среди ремесел развиты кирпичное, столярное, плотницкое, горшечное, а также изделие сермяжных сукон и холста разного качества, «которые отвозят в соседние города».
Кроме того, понятно, что существование значительного транспортного и товарораспределительного центра, каковым в те времена был Ачинск, не может обходиться без услуг ряда ремесленных специальностей. А движение через Ачинск было довольно значительным по тем временам: так, например, только из одного с. Ладейского на Ирбинские железные заводы в 1762 г. прошло 130 подвод с провиантом, причем иной раз в городе скапливалось «множественное число подвод» за отсутствием перемены ямщикам-крестьянам[111]. О значительности торгово-транспортного движения через Ачинск лучше всего свидетельствует тот факт, что «изстари было заведено, кроме взимания установленной платы за переправу через реку Чулым, брать еще с проходящих обозов с товарами с дуги . по 3 копейки серебром, подобно тому, как в бывшем вольном городе Кракове некогда брали с копыта».
На интересы проезжающих торговцев и крестьян была ориентирована и торговля в городе. Вскоре после открытия в Ачинске «города» была образована городская ярмарка, а в начале 1790-х гг. – вторая, функционировавшие 6 декабря и 9 мая. Помимо этого по четвергам и субботам в городе действовал базар. Но так как экономическое развитие было еще недостаточным, социальная структура населения еще только формировалась, то и большую роль играло натуральное хозяйство ачинских горожан, поэтому и сама городская торговля, не связанная с транзитной, «производится в самом ограниченном размере и едва удовлетворяет потребностям обывателей .»[112].
Таким Ачинск вступил в XIX в. Он еще не был городом в полном смысле этого слона, но уже был заметным торгово-транспортным центром Причулымья, который был далеко не последним среди уездных городов Томской губернии. Во всяком случае, Ачинск производил более «городское» впечатление, чем г. Каинск, где на 1790 г. насчитывалось всего 106 обывательских домов и 658 жителей.
Популярные материалы:
Основание Ачинского острога
причулымье острог переселенец военный
В обстоятельствах поставления Ачинского острога 1641 г. настолько много неясного и противоречивого, что историк подчас должен уподобиться следователю, который пытается найти верные и точные свидетель ...
Предмостная площадь
Предмостная площадь связывает три основных направления: на восток к началу проспекта, на юг — по ул. Матросова и далее в сторону Дивногорска и, через коммунальный мост — западное и северное направления в Москву, Северо — Енисейск и Туру. ...
Социально-экономическое развитие малых народов в конце 20 в. – начале 21 в.
Территория проживания телеутов представляет собой степной ландшафт Кузнецкой котловины, и по ряду геоботанических и климатических параметров создают благоприятные возможности для интенсивного развития сельского хозяйства. Вегетационный пе ...