Хозяйственная жизнь Ачинского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Хозяйственная жизнь Ачинского острога

Страница 1

Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно украинско-польские фамилии, как Соколовский и Лешинский. Так история одного небольшого русского поселения XVII в. – Ачинского острога – убедительно свидетельствует, что процесс присоединения и освоения Сибири был поистине интернациональным, когда представители разных; народов несли суровую воинскую службу, своими руками строили города и остроги.

Можно думать, что число «годовалыциков» в Ачинском остроге на всем протяжении XVII в. было примерно одинаковым – от 10 до 25 служилых, как это видно из отписки томского воеводы 1691 г. Об этом также свидетельствует и незначительность строений в остроге. Конечно, некоторые годовальщики жили в Ачинском остроге не год и не два, но говорить все же о складывании постоянного населения Ачинского острога еще рано. Положение могло измениться после постройки острога 1710 г., более мощного по своим оборонительным укреплениям[96].

Управлялся Ачинский острог XVII – начала XVIII в. приказчиками, которые назначались из Томска, и за период, например, с 1707 по 1717 г. их сменилось 7 чел. Двое из них носили звания сибирских дворян – строитель Абаканского острога 1710 г. И. Цыцурин (1710 и 1716 – 1717 гг.) и И. Великосельский (1712 г.); остальные были сынами боярскими. Ачинский острог был самостоятельной административной единицей Томского разряда, но администрация часто назначала приказчиком того сына боярского, который уже до этого побывал в этой должности в Мелеском остроге. И это понятно – роль этих двух острогов в охране южных сибирских границ была одна.

Основными функциями Ачинского острога были ясачная и военная. Ачинск был местом сбора ясака с четырех волостей: Кызыльской, Ачинской, Басагарской и Камларской. По данным Б.О. Долгих, в этих волостях в 1641 г. числилось 24 плательщика ясака, а в 1699 г. – 27. Но пушные ресурсы этого района были довольно значительны: так, в 1708 г. князец Ачинской волости «с товарищи» – 6 чел., – уплатил ясака и «поминок» в размере 53 соболей, 34 горностаев, 2 лисиц и еще 376 горностаев[97]. Помимо этого, ясак еще платили куницами, росомахами, выдрами, бобрами, белками и т.д.

Томские казаки, будучи в Ачинском остроге «годовальщиками», активно занимались скупкой пушнины у местного населения. По данным А.А. Люцидарской, «меха в Томск чаще всего везли из Ачинского и Кузнецкого острогов, а также из «Киргиз», «из калмыков» .»[98]. По далеко неполным данным за период с 1628 по 1681 г. в таможенных книгах: отмечено 8 партий привоза пушнины из района Ачинского острога в Томск. Причем эти поездки носили довольно устойчивый характер: некоторые фамилии в течение одного года зафиксированы дважды или трижды. Полученные от торговли пушниной капиталы вкладывались в различные промышленные сферы Томска.

Причем среди этих предприимчивых служилых были и непосредственные участники похода Тухачевского, и первые строители острога. Так, один из первостроителей А. Баранчуков 11 июля 1657 г. пришел из Ачинского острога и «явил» на продажу 15 соболей на 5 руб. с полтиной; свои торговые поездки, и довольно прибыльные, он продолжал и в 1686 г. Другие служилые, уже из числа сбежавших от Тухачевского казаков, также не обходили стороной этот район для своих торговых операций. Так, «пущие воры и заводчики» Ф. Засухин и Г. Пущин «явили» в 1648 и 1653 гг. в Томске для продажи пушнину из Ачинска; другой «пущий вор» Д. Вяткин в 1661 г. привез из Ачинска в Томск пушнины на 13 руб. 26 алт. Особо в этом плане можно отметить деятельность братьев Коломшшых – Ивана, Кручину и Фому, всех трех участников похода 1641 г. В 1648 г. Ф. Коломнин вместе с двумя другими служилыми привез из Ачинского острога пушнины на «явочную» сумму в 15 руб.; в том же году уже Кручина вместе с Ф. Засухиным «Явил» в Томске для продажи пушнины на 10 руб. 26 алт. 4 деньги; в 1657 г. тот же Кручина вместе с казаком И. Бардак «явил» пушнины на 5 руб.[99]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Религиозная характеристика
Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением од ...

Природные ресурсы посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Собирательство грибов стало основным занятием в посаде. С.В. Максимов написал целый очерк «Грибовник», в котором он вспоминает: «Целая и большая местность с древнейших времен приурочила себя к этому делу, связала с ним свою судьбу и обра ...

Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма. Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...