Хозяйственная жизнь Ачинского острога

Материалы » Колонизация Причулымья в XVII-XVIII вв. » Хозяйственная жизнь Ачинского острога

Страница 1

Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно украинско-польские фамилии, как Соколовский и Лешинский. Так история одного небольшого русского поселения XVII в. – Ачинского острога – убедительно свидетельствует, что процесс присоединения и освоения Сибири был поистине интернациональным, когда представители разных; народов несли суровую воинскую службу, своими руками строили города и остроги.

Можно думать, что число «годовалыциков» в Ачинском остроге на всем протяжении XVII в. было примерно одинаковым – от 10 до 25 служилых, как это видно из отписки томского воеводы 1691 г. Об этом также свидетельствует и незначительность строений в остроге. Конечно, некоторые годовальщики жили в Ачинском остроге не год и не два, но говорить все же о складывании постоянного населения Ачинского острога еще рано. Положение могло измениться после постройки острога 1710 г., более мощного по своим оборонительным укреплениям[96].

Управлялся Ачинский острог XVII – начала XVIII в. приказчиками, которые назначались из Томска, и за период, например, с 1707 по 1717 г. их сменилось 7 чел. Двое из них носили звания сибирских дворян – строитель Абаканского острога 1710 г. И. Цыцурин (1710 и 1716 – 1717 гг.) и И. Великосельский (1712 г.); остальные были сынами боярскими. Ачинский острог был самостоятельной административной единицей Томского разряда, но администрация часто назначала приказчиком того сына боярского, который уже до этого побывал в этой должности в Мелеском остроге. И это понятно – роль этих двух острогов в охране южных сибирских границ была одна.

Основными функциями Ачинского острога были ясачная и военная. Ачинск был местом сбора ясака с четырех волостей: Кызыльской, Ачинской, Басагарской и Камларской. По данным Б.О. Долгих, в этих волостях в 1641 г. числилось 24 плательщика ясака, а в 1699 г. – 27. Но пушные ресурсы этого района были довольно значительны: так, в 1708 г. князец Ачинской волости «с товарищи» – 6 чел., – уплатил ясака и «поминок» в размере 53 соболей, 34 горностаев, 2 лисиц и еще 376 горностаев[97]. Помимо этого, ясак еще платили куницами, росомахами, выдрами, бобрами, белками и т.д.

Томские казаки, будучи в Ачинском остроге «годовальщиками», активно занимались скупкой пушнины у местного населения. По данным А.А. Люцидарской, «меха в Томск чаще всего везли из Ачинского и Кузнецкого острогов, а также из «Киргиз», «из калмыков» .»[98]. По далеко неполным данным за период с 1628 по 1681 г. в таможенных книгах: отмечено 8 партий привоза пушнины из района Ачинского острога в Томск. Причем эти поездки носили довольно устойчивый характер: некоторые фамилии в течение одного года зафиксированы дважды или трижды. Полученные от торговли пушниной капиталы вкладывались в различные промышленные сферы Томска.

Причем среди этих предприимчивых служилых были и непосредственные участники похода Тухачевского, и первые строители острога. Так, один из первостроителей А. Баранчуков 11 июля 1657 г. пришел из Ачинского острога и «явил» на продажу 15 соболей на 5 руб. с полтиной; свои торговые поездки, и довольно прибыльные, он продолжал и в 1686 г. Другие служилые, уже из числа сбежавших от Тухачевского казаков, также не обходили стороной этот район для своих торговых операций. Так, «пущие воры и заводчики» Ф. Засухин и Г. Пущин «явили» в 1648 и 1653 гг. в Томске для продажи пушнину из Ачинска; другой «пущий вор» Д. Вяткин в 1661 г. привез из Ачинска в Томск пушнины на 13 руб. 26 алт. Особо в этом плане можно отметить деятельность братьев Коломшшых – Ивана, Кручину и Фому, всех трех участников похода 1641 г. В 1648 г. Ф. Коломнин вместе с двумя другими служилыми привез из Ачинского острога пушнины на «явочную» сумму в 15 руб.; в том же году уже Кручина вместе с Ф. Засухиным «Явил» в Томске для продажи пушнины на 10 руб. 26 алт. 4 деньги; в 1657 г. тот же Кручина вместе с казаком И. Бардак «явил» пушнины на 5 руб.[99]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Семиотический аспект в росписях, резьбе, костюме семейских Забайкалья
В функциях росписей семейских Забайкалья отражаются эстетические, моральные и национальные взгляды людей. Поэтому необходимо выделить те функции, которые должны быть основными для данного типа культуры. § Практическая функция Народные р ...

Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводи ...

История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.
Первые люди, населившие заволжские леса, были смешанными племенами угро-финской группы. Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов времен мери, к сожалению, нет, но память о них сохранилась в топоними ...