Гостеприимство

Страница 3

Действительный член русского географического общества Владимир де Лиль-Адам в 1875 году посетил аул Ая-Махи. Он так рассказывает о гостеприимстве даргинцев: «Хозяева мои старались угостить меня как можно лучше и, кроме того, более достаточные лица часто звали меня в гости, причем подавали самые затейливые блюда лезгинской кухни: галушки из теста с уксусом домашнего приготовления, из бараньей сыворотки и с бараньим салом; пельмени или лепешки, то с творогом, то с начинкой козлиной, бараньей, тыквенной или яичной; разного рода мясо: козлятину и баранину; яйца, совершенно пресный хлеб, наконец, мед, а иногда и ежевику, которая во множестве растет в лесах».

Он же: «Я нашел в чисто убранной комнате стол, уставленный самыми лакомыми, по понятиям лезгин, кушаниями: тут были галушки с чесноком, крутые яйца, яичница, соления, баранина, курдючное сало, молоко, сметана, сыр, два сорта хлеба, знак цивилизации — чай».

Обычаи дагестанского гостеприимства представляют интерес не только для истории быта народов. В них много положительного и в смысле нравственного воспитания людей.

Новое в гостеприимстве

В советское время содержание и характер старых обычаев гостеприимства изменились. Появились в них и элементы нового, неизвестного до революции. Мне кажется, что главным в этом новом являются черты дружбы народов, пронизавшие древние обычаи.

Как-то мне пришлось побывать на родине народного поэта Дагестана Tarира Хрюгского. В доме одного, из учителей собрались люди, приехавшие с разных концов Дагестана. Приняла нас пожилая, но очень энергичная горянка. Мы ей, конечно, доставила немало хлопот. Покидая дом и благодаря хозяйку за гостеприимство, я оказал, чтобы она не сетовала на нас за неожиданное посещение. Она воскликнула: «Вы же все пришли к нам как братья, а это большая радость».

Недавно между городом Извергом и селением Мекеги введено автобусное сообщение. Автобус делает два рейса в сутки. Расписание 'было составлено так, что одному шоферу поневоле приходилось ночевать в ауле. Гостиницы там нет, что доставляло этому водителю немало неудобств. Тогда колхозники договорились и выделили для гостя маленькую комнату в школе и оборудовали ее. Мало того, они заметили, что шоферам скучно коротать вечера в одиночку, и они один за другим стали приглашать их в гости. Шоферы сменялись. Это были люди самых разных национальностей.

Любопытно, что у багулалцев еще в старину тот гость, который заходил в дом и говорил «Давайте будем братьями», считался самым почетным. Исторически тенденции межплеменного братства складывались, видимо, в процессе странствий горских мастеров-ремесленников. Толчком была и торговля. Гергебильцы, унцукульцы, цудахарщы, хаджалмахинщы, гимринцы, балахинцы, когда поспевали фрукты, уезжали с груженными на ослов корзинами в самые отдаленные аулы Дагестана. Постоянными путниками были и гончары-балхарцы, торговавшие посудой.

Обычай был такой: если человек приехал с миром и для обмена тем, что нужно людям, его кто-нибудь обязательно приглашал к себе в гости. Случайный кунак часто становился другом на многие годы.

Черты межнациональной дружбы в наши дни проявляются с

особой силой. Во время одной из поездок в Кайтаг мне довелось быть гостем русской учительницы. Я не хотел стеснять ее, но она сказала, что здесь народ гостеприимный, она не раз испытала это на себе и рада отплатить за доброту и сердечность усвоенным ею обычаем гостеприимства горцев.

Старый обычай благотворно отразился в Кайтаге и на отношении к приезжим специалистам. Им здесь стремятся создать самые благоприятные бытовые условия.

Есть аулы, где традиции гостеприимства особенно сильны. В Лакском районе в этом отношении выделяются аулы Лахир и Кара. У человека, побывавшего здесь, складывается впечатление, что люди специально готовились к его приему.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Социально-экономические отношения в сельском хозяйстве
На территории Бековского сельского поселения сложная этносоциальная ситуация сложилась из-за нерегулируемости взаимоотношений различных групп землепользователей. На территории из некогда стабильно работающего колхоза образовались крестьян ...

Развитие этнологии в России
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях - русского народа, об особ ...

Крымчаки
Крымчаки (крымские евреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.), появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык (особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жи ...