Гостеприимство

Страница 2

Во время еды ни в коем случае ни хозяин, ни хозяйка не прерывали трапезу (не поднимались из-за стола), пока не насытится гость. Даже когда последний скажет «алхамдулилла» («хвала Богу», баркала — спасибо), хозяин все уговаривал, чтобы тот продолжал есть, причем клал перед ним лучшее мясо, сыр, хлеб, Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей.

Этот обычай распространен и сейчас.

Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно для дела. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным членом семьи.

Позором считалось, если кто-либо оскорблял гостя. Хозяин в таких случаях должен был отомстить невежде. В горном ауле существовал даже закон, по которому «если убьют гостя из другого общества, то виновный отвечает как за убийство жителя Тиндальского общества». По обычаю у всех горских народов пришелец всегда находил поддержку не только хозяина, но и всего джамаата.

О святости обычая гостеприимства свидетельствует дореволюционный этнограф Н. Семенов в своей статье о кумыкских обычаях. Он пишет, что кумыки обеспечили неприкосновенность врагу, убившему брата хозяина дома, в котором тот укрылся, в качестве гостя. Сам же кровник не знал, что остановился у брата им же убитого человека. «Скрыв кровника,— пишет Семенов,— от всех родственников, брат убитого ночью вывел его за аул, дал ему лошадь и сказал на прощание: «Теперь уезжай куда хочешь и больше никогда на глаза не попадайся, потому что я брат того, чью кровь ты пролил сегодня».

При госте, если он не знал языка сельчан, говорили на понятном языке.

Когда в доме горца появлялся гость, в нем воцарялось радушие. В ropax не прятали от гостя жен, дочерей. Гость находил здесь добрых людей - чем старше гость, тем считался почетнее.

Гость для горца личность неприкосновенная. В его защиту он готов на крайние поступки.

Горец никогда не выпускает гостя - из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. В Лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой. Это означало: «Пусть дорога! будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажду».

Когда гость уезжает, хозяин сопровождает его до границы >аула, как правило, идет впереди гостя, тем самым, показывая, что гость находится под его покровительством.

Согласно горской традиции гостеприимства человек, к какой бы национальности ни принадлежал, на каком бы языке ни говорил, мог обойти весь Дагестан, не тратя ни одного абаза (рубля). Везде и всюду он находил приют, радушие и угощение. «Дом, куда не ходят в гости,— горцы говорили — несчастный дом».

В чужом ауле по торговым делам

В этих случаях обычаи гостеприимства проявлялся по-особому. Когда балхарец (цудахарец, унцукулец, гимринец) или кто другой приезжал в аул торговать посудой и у него там не было кунака, то первый встретившийся обязан был пригласить торговца к себе в гости. Немедленно оповещал сельчан, что-де к нему приехал такой-то человек и привез продавать то-то. На оповещение откликались в первую очередь родственники, а затем шествовал по аулу с продавцом и не покидал его, пока не была распродана вся посуда.

Забота о человеке иной национальности

По традиции, горцы, более внимательны, более снисходительны к человеку другой национальности, иного языка, волею судьбы оказавшемуся в горном селе, понимая, что такому человеку труднее в незнакомых, непривычных горных условиях. Само собою выходило так, что каждый стремился посодействовать ему, причем, незаметно, исподволь, дабы не поставить гостя в неловкое положение. Ему обычно прощали невольные промахи, происходившие от незнания, которые «своему» ни за что бы не простили. Поэтому, когда мы говорим о необходимости сохранения культурного наследия, культурных традиций, то имеются в виду не только великие произведения литературы, искусства, зодчества — храмы, картины, мрамор, золото, но и такое вот традиционное отношение к гражданскому долгу нации, которое в наши дни может и должно стать элементом интернациональной культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Денежная единица РФ
Как и любое средневековое государство, древняя Русь не могла обойтись без денег – просто ее первые, еще доваряжские деньги не были монетами. "Русская правда" - составленной варяжскими князьями в XI в. свод законов - описывает сл ...

Истоки этностатусных конфликтов
Этносоциальная стратификация (иерархическая соотнесенность этносов) – явление не социального пространства, а его идеологической интерпретации, в деятельности политических этноэлит и гуманитарной интеллигенции, которое четко осознается ее ...

Каторжане в Усолье
Нехватка рабочей силы была решена просто. С 1765 года поступил в казенное управление, на нем стал применяться труд ссыльнокаторжных. Со второй половины 17 века Сибирь становится местом ссылки и каторги. В 1826 году прибыла первая группа ...