Гостеприимство

Страница 1

Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые появившегося в Дагестане человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».

По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Гостей принимали в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи - и отделяли порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.

Как путник становился гостем? Причины разные: сбился с пути, попал в пургу, заболел или приехать в аул заставила нужда.

1. Если человек впервые в ауле

Если человек в незнакомом ауле впервые, он отправляется на годекан, где обычно до глубокой ночи сидели люди. Обращался к ним с приветствием, а затем сообщал, кто он, из какой местности и что привело его сюда. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его отдавалось старшему. Если путник оказался в ауле ночью, можно было постучаться в любой дом, сказать, кто он, и его тепло принимали.

В некоторых аулах существовал обычай очередности приема гостей. Представитель сельской администрации приводил приезжего в дом и объявлял — он ваш гость. Если кто отказывался от предложения сельского исполнителя примять приезжего, то с такого хозяина взыскивался определенный штраф.

В западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным.

Очень часто гость одного брата> становился им и для остальных братьев и родственников.

Принять гостя и оказать ему услуги горец считал своим нравственным долгом. Об уважении священного закона гостеприимства свидетельствует сохранившаяся надпись на каменной плите сакли дидойца: «Не из гордости или тщеславия, не ради почестей или удовольствий жизни построен настоящий дом, но ради того, чтобы в нем принимать высоких и дорогих гостей и дать им удобный отдых после трудного пути. Каждый гость, входящий в этот дом, найдет почетный прием, полную безопасность, удобства и приют. Построен этот дом по завету предков, чтобы принимать высоких гостей. Строитель дома; не ты хозяин и владыка настоящего жилища, а твои высокие гости.

Господин дома, храни твоих гостей и служи им три дня, пока они не станут хозяевами настоящего дома.

Один Бог, а Магомет пророк его. Да хранит настоящий дом. Пусть гость не проезжает мимо этого дома». «Гость — посланник Аллаха»— говорили горцы. Его встречали почтительным поклоном. Приезд гостя считался приятным случаем для вcex домашних проявить услужливость.

Так откосились к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Даже кровник становился для хозяина священною особою и вступал во все права гостя, т.е. под особую защиту. Его кормили, поили и содержали как родственника, даже лучше.

Приведу лишь некоторые штрихи из горского этикета приема гостя, Старинная кумыкская пословица гласит: Гостю еду можешь не дать, а встречай радушно.

Когда гость приходит в дом, первым долгом мальчик или девочка бегут с кувшином за родниковой водой для него, и начинает разводиться огонь в очаге,

По обычаю хозяева должны забыть о своих делах и все внимание уделить гостю. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.

Во всех горских аулах гостю отводится лучшая комната. Бели такой комнаты нет, то хозяева дома уходят к родственникам, создавая гостю удобства.

Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. На этот случай хозяйка всегда оставляет в котле хинкал и кусок мяса. Бывало, что стыдились своей бедности. Постучит человек в дверь, а в доме куска хлеба нет. Тогда хозяйка обращается к соседу, а если и у того ничего нет, кладет на стол последнее, что есть в доме. Во всех случаях хозяева стараются угостить гостя лучшими блюдами дагестанской кухни.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Каторжане в Усолье
Нехватка рабочей силы была решена просто. С 1765 года поступил в казенное управление, на нем стал применяться труд ссыльнокаторжных. Со второй половины 17 века Сибирь становится местом ссылки и каторги. В 1826 году прибыла первая группа ...

Современное расселение телеутов и характеристика мест их обитания
телеут расселение бачатский обитание В настоящее время телеутов по последней переписи насчитывается около 2600 человек. Наиболее компактно проживают телеуты на Бековской сельской территории, куда входят с. Беково, 14 км, д. Челухоево, д. ...

Сущность язычества
«Одной из основных черт мировосприятия как древнего, так и средневекового человека была глубокая религиозность и вера в сиюминутное влияние потусторонних сил на его жизнь».[1] Язычество, как правило, не относят к числу мировых религий. С ...