Гостеприимство
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые появившегося в Дагестане человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».
По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Гостей принимали в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи - и отделяли порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.
Как путник становился гостем? Причины разные: сбился с пути, попал в пургу, заболел или приехать в аул заставила нужда.
1. Если человек впервые в ауле
Если человек в незнакомом ауле впервые, он отправляется на годекан, где обычно до глубокой ночи сидели люди. Обращался к ним с приветствием, а затем сообщал, кто он, из какой местности и что привело его сюда. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его отдавалось старшему. Если путник оказался в ауле ночью, можно было постучаться в любой дом, сказать, кто он, и его тепло принимали.
В некоторых аулах существовал обычай очередности приема гостей. Представитель сельской администрации приводил приезжего в дом и объявлял — он ваш гость. Если кто отказывался от предложения сельского исполнителя примять приезжего, то с такого хозяина взыскивался определенный штраф.
В западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным.
Очень часто гость одного брата> становился им и для остальных братьев и родственников.
Принять гостя и оказать ему услуги горец считал своим нравственным долгом. Об уважении священного закона гостеприимства свидетельствует сохранившаяся надпись на каменной плите сакли дидойца: «Не из гордости или тщеславия, не ради почестей или удовольствий жизни построен настоящий дом, но ради того, чтобы в нем принимать высоких и дорогих гостей и дать им удобный отдых после трудного пути. Каждый гость, входящий в этот дом, найдет почетный прием, полную безопасность, удобства и приют. Построен этот дом по завету предков, чтобы принимать высоких гостей. Строитель дома; не ты хозяин и владыка настоящего жилища, а твои высокие гости.
Господин дома, храни твоих гостей и служи им три дня, пока они не станут хозяевами настоящего дома.
Один Бог, а Магомет пророк его. Да хранит настоящий дом. Пусть гость не проезжает мимо этого дома». «Гость — посланник Аллаха»— говорили горцы. Его встречали почтительным поклоном. Приезд гостя считался приятным случаем для вcex домашних проявить услужливость.
Так откосились к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Даже кровник становился для хозяина священною особою и вступал во все права гостя, т.е. под особую защиту. Его кормили, поили и содержали как родственника, даже лучше.
Приведу лишь некоторые штрихи из горского этикета приема гостя, Старинная кумыкская пословица гласит: Гостю еду можешь не дать, а встречай радушно.
Когда гость приходит в дом, первым долгом мальчик или девочка бегут с кувшином за родниковой водой для него, и начинает разводиться огонь в очаге,
По обычаю хозяева должны забыть о своих делах и все внимание уделить гостю. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.
Во всех горских аулах гостю отводится лучшая комната. Бели такой комнаты нет, то хозяева дома уходят к родственникам, создавая гостю удобства.
Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. На этот случай хозяйка всегда оставляет в котле хинкал и кусок мяса. Бывало, что стыдились своей бедности. Постучит человек в дверь, а в доме куска хлеба нет. Тогда хозяйка обращается к соседу, а если и у того ничего нет, кладет на стол последнее, что есть в доме. Во всех случаях хозяева стараются угостить гостя лучшими блюдами дагестанской кухни.
Популярные материалы:
Прялки семейских Забайкалья
Изготовление прялок у семейских Забайкалья не было промыслом, скорее мелким ремеслом, обслуживающим небольшую округу. Основная коллекция прялок хранится в фондах Читинского краеведческого музея им. Кузнецова и Гладких, в коллекции входят ...
Историография проблемы
Для подробного описания английского общества середины XIX века мною был использован роман Чарльза Диккенса "Большие надежды", который можно отнести к документальному источнику.
Во-первых, потому, что Чарльз Диккенс является сов ...
Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная
единица
С 17–20 вв. исследователи при изучении истории и культуры тюркоязычных народов обращают внимание на особую общественную организацию, которую называют сеок (соок-род, кость) и впервые упоминается в 1865 году.
Такое обилие сеоков, при чём ...