Нетрадиционный подход к проблеме классификации
Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная устранить предрассудки, закрывающая от взгляда вещи»[2]. Проанализировав сказанное М. Хайдеггером, приходим к выводу, что любого видения объектов не может быть истинно самостоятельным. Мы никогда не видим, так как оно есть. Мы видим зрением, сформированным соответствующей культурой и нашими повседневными потребностями.
Удавшаяся экскурсия всегда трансцендентна. Она дает выход за пределы наличного, индивидуального бытия субъекта.
Художественное произведение, а экскурсия – это своего рода художественное произведение, характеризует процесс отстранения, создания нового взгляда даже на старый и известный объект.
Гармония и целостность внешнего мира не суть порождения органов чувств. К чувствам присоединяется мозг, накопленный в мозге прошлый опыт, ум, способный извлекать инварианты, синтезировать фрагменты чувственных впечатлений. Мы видим не только то, что на нас действует, но и то, о чем мы думаем. «Мировоззрение, то есть теоретический взгляд на мир, неотделимо от мировосприятия как формы видения мира. Взгляды людей, принявшие форму мировоззрения, переживаются носителями этих взглядов не как атрибуты внутренней реальности мышления, а как мир, существующий вне и независимо от сознания, как "объективный" мир»[3].
Если все давно уже знакомо, если мы видим и слышим обо всем этом не один раз, то мы имеем сформировавшиеся взгляды, они давно укоренились. Экскурсоводу, работающему с местным населением, не всегда удается сломать эти уже сложившиеся схемы, для того, чтобы привнести в них нечто новое, неизведанное. Экскурсовод, работающий с въездными группами, испытывает трудности совсем другого порядка.
Поэтому предлагаю классификацию и экскурсий и объектов, в которых следует отразить, для какого типа экскурсантов эти объекты были предназначены:
1. для местного населения, которые во время экскурсии попадают в определенную информационную среду. Обо всех или о почти всех объектах экскурсанты уже что-то знают, при этом они уверены, что эти знания являются непоколебимо правильными.
Резкие изменения в восприятии экскурсантов представленных объектов практически невозможны. Экскурсантом важно раскрыть другие, для них малоизвестные, с первого взгляда невидимые стороны в познании объектов, в их символике. Важно удивить, поразить, включить экскурсантов в игру. Игра здесь должна стать еще одним важным экскурсионным объектом. О ней важно говорить ее важно раскрывать во всей ее значимости.
2. для въездных групп, которые во время экскурсии попадают в неопределенную информационную среду. Неопределенная информационная среда предполагает следующие параметры: а) отсутствие информации о некоторых объектах (неполнота информации или отсутствие знания о данных объектах вообще), б) наличие неправильной информации о некоторых объектах.
В данном случае возможны резкие изменения у экскурсантов о представленных объектах. Интересны не только сами объекты, но и возрастает роль коммуникатора, т.е. экскурсовода в формировании восприятия экскурсионных объектов.
Популярные материалы:
Связь этнологии с другими науками
Выше мы уже говорили, что основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах, причем эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаю ...
Население
На территории Тазовского сельсовета, по состоянию на 1января 2009 года, проживает 2 063 человек. Из девяти населенных пунктов по количеству населения выделяются д. Жерновец (977 чел.), с. Тазово (708 чел.), с. Никольское (145 чел.). Основ ...
От 90-х годов до наших дней
События произошедшие в 90-х годах полностью изменили ход дальнейшего развития не только Кузбасса, но и всей страны. Важным содержанием перехода к рынку стал процесс приватизации государственной собственности, преобразование ее в частную. ...