Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Материалы » Свадебный этикет и ритуал балкарцев » Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Страница 3

Во главе свадебного кортежа легковых машин следует та, в которую должны посадить невесту. В наши дни особым шиком считается составить кортеж автомобилей из иностранных моделей. Машина, где должна ехать невеста, украшается особенно богато. На ее капоте укрепляют ковер фабричного производства или дорогое шелковое покрывало. В городе сейчас она красиво оформляется цветами. К остальным машинам свадебного поезда прикрепляют также различные предметы: плюшевый ковер, парчовые отрезы, покрывала, шелковые платки. Сейчас вместо этого нередко используют цветы и ленты. Во время короткого застолья и танцев сторона невесты старается всячески потешаться над поезжанами: юноши и девушки норовят незаметно что-либо подвесить к их одежде, заманить кого-либо в укромное помещение и объявить о потерявшемся члене свиты, а потом потребовать «выкуп» за его освобождение и т. п.

Несколько девушек-родственниц и подружек невесты с целью знакомства с женихом заходят парами в комнату, где он сидит. При себе обычно жених имеет подарки, которые получают девушки за честь, оказанную ими зятю своим посещением. Значимым моментом традиционной свадьбы был специальный ритуал — знакомство зятя со старшими родственниками невесты. Он выполняется до сих пор, сопровождаемый элементами некоторой импровизации. В теплое время года во дворе, а в непогоду — в доме собираются пожилые мужчины и женщины, которые сидят на скамьях. Группа молодых людей из свиты жениха приводит его, сопровождая свой ход песней «Орайда». Жених оказывается как бы в кругу. И в этот момент начинается «охота» за шапкой жениха. Тот, кому удается снять шапку с жениха, может потребовать за нее выкуп. Этот момент вызывает общее оживление молодежи. Для группы жениха устраивают всевозможные испытания, чтобы проверить их умение выйти из любой ситуации, демонстрируя юмор и находчивость. Весьма сложным оказывается поднять «кубок зятя» (киеу аякъ). На низком столике стоит чаша (гоппан), наполненная водкой (раньше — обязательно бузой) или чаще — коктейлем из разных алкогольных напитков. Главный в группе обязан поднять эту чашу или поручить кому-то более ловкому сделать это, не расплескав содержимого. Исполнитель обряда отпивает первый глоток и передает стоящему справа. Таким образом чаша идет по кругу. Жениха подводят к старикам, и он со смущенным видом поочередно здоровается с сидящими, а затем возвращается к своему месту в окружении сопровождавших его молодых людей. В доме невесты пиршество особо не затягивается.

Дверь в комнату, где наряжают невесту, закрывают до момента ее вывода. Чтобы забрать ее из этой комнаты, необходимо дать выкуп, называемый «за снятие девушки с подушки» (къыз жастыкъдан тюшген). Под песню «Орайда» и звуки гармоники невесту выводят во двор и тут же сажают ее в автомобиль. С нею рядом по правую руку садится наставница, а по левую — сестра или сноха жениха. Кроме того, с невестой находится кто-либо из ее родственников-мужчин (къыз нёгер жаш). В наши дни жених вместе со своими дружками едет в отдельной машине. За ними следуют и все остальные. С развернутыми свадебными флагами красочный кортеж теперь направляется в обратный путь — к дому жениха.

Возвращение свадебного поезда с невестой всегда вызывает всеобщее оживление собравшихся. Сегодня свадебная процессия, прежде чем завернуть в дом жениха, очень часто направляется к месту торжественной регистрации. Это стало входить в традицию городских свадеб. Торжественный момент сопровождается всеми соответствующими атрибутами: музыкой, шампанским, обменом кольцами, фотографиями на память. Вошло в моду и снятие свадеб на видеопленку. После всех церемоний и торжественной регистрации кортеж въезжает в населенный пункт, где живет жених. О прибытии его и пути следования можно догадаться по продолжительным сигналам автомобилей и декоративному убранству машин. Так, «киеу женгер» возвращается с невестой в дом жениха, где идут торжества.

Свадебные обряды балкарцев имеют сходство с обрядами соседних народов, но обнаруживается полная идентичность только с карачаевцами.

В большинстве случаев и сейчас жених в первый день торжеств скрывается с друзьями в «другом доме» (болуш юй), находясь там до наступления темноты. На некоторых свадьбах жених остается у себя дома, но старается не попадаться на глаза близким, особенно старшего поколения, чаще находясь в отдельной комнате. На городских свадьбах иногда жениха можно увидеть в кругу гостей-сверстников в одной комнате с невестой, но никогда он не сидит рядом с ней. На сельских свадьбах жених и невеста в общем застолье и веселье участвуют исключительно редко.

Невеста в первые дни пребывания в доме жениха находится в комнате для новобрачных; по давней традиции она должна стоять в углу, отгороженном ширмой, не снимая с головы платка или шарфа. К невесте бывает приставлена женщина — золовка или другая близкая родственница жениха в качестве «дигизы». В старинной свадьбе роль дигизы выполняла женщина-наставница, прибывшая с ней. Она оставалась в доме жениха иногда до года (особенно если невеста была знатного происхождения), пока подопечная не освоится в новой семье. Перед возвращением домой дигиза устраивала почетное угощение. Возвращалась она к себе домой с почестями и дорогими подарками.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Практическая деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере в середине XIX – начале XX вв.
Проблемы социальной сферы всегда находились под пристальным вниманием местного самоуправления. Но не всегда они могли решаться так, как того хотелось бы. Это зависело от политики правительства и, что немаловажно, от финансовых возможносте ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...

Антропологическая характеристика Турции
В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с 200 ...