Социально-политическая история башкир
В X – начале XIII вв. западные башкиры находились в политической зависимости от Волжской Булгарии. Восточные башкиры в это время входили в печенежско-огузскую конфедерацию племен. В XIII в. Башкиры были покорены монголами и вошли в состав Золотой Орды.
Раздираемая внутренними противоречиями, в конце XIII – начале XIV вв. Золотая Орда распалась на две части. Восточная, включавшая всю полосу степей от Урала до Западной Сибири, получила название Белой Орды (Ак-Орда) и утвердилась за потоками Ногая. Западная, вобравшая территорию Поволжья и территорию к западному от Крыма, досталась «потомкам Тохтая».
Попытка Тохтамыша возродить в конце XIV в. Единство и былую мощь Золотой Орды окончилась неудачей.
Внутренние социально-экономические процессы привели в первой половине XV в. К образованию на развалинах Золотоордынского государства ряда феодальных ханств. Территория Башкирии оказалась на стыке трех политических образований. На Волге возникло Казанское ханство, где основалась династия одного из последних ордынских ханов Улуг-Мухамеда. Политическое и хозяйственно-культурное влияние Казанского ханства на башкир, безусловно, было значительным. Однако башкирская территория, которая находилась под постоянным или длительным протекторатом казанских ханов, была невелика. Судя по историко-этнографическим данным, она ограничивалась средним и нижним течением Ика, долиной Мензели, низовьями Белой и прилегающими районами левобережья Камы.
Популярные материалы:
Культурный релятивизм
Рубеж 40-50-х годов в мировой этнологии был ознаменован рождением новых научных школ в США и Европе, среди которых видное место занял культурный релятивизм. Эта школа в этнологии возникла как реакция на европейский этноцентризм, видевший ...
Этнические символы и национальная психика
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая с ...
Предмет святочных забав
Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных и ...