Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления

Материалы » Возрождение казачества Юга России » Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления

Страница 1

Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуниции и пошива формы явно недостаточно. Сформировать то или иное казачье войско оказалось намного проще, чем осуществить подлинное духовное возрождение. Произошло это во многом потому, что не все руководители казачьего движения достаточно ясно представляли себе сложность и уникальность этого явления в российской и мировой истории и культуре. Ряд казачеств России - донское, кубанское, уральское, терское и др. создали во многом своеобразную культуру, традиционно отличавшуюся высокой духовностью и оказались в своем развитии в ХIХ - начале ХХ в. на стадии субэтносов русского народа. Поэтому основу своеобразия казаков России составляет не наличие тех или иных организационных структур, а традиционная культура, обладающая этнической спецификой.

Казачья культура - это сложнейшее системное явление, весьма самобытное. М.А. Рыблова пишет: «Понятно, что на «сквозняке» Дикого поля удерживались лишь определенные категории населения, обладающие своеобразными культурными стереотипами»[14].

Все блоки и компоненты казачьей культуры взаимосвязаны друг с другом. Этнокультурная, историческая память связана с материальной культурой, топонимикой, фольклором и т.д.; традиционная одежда - с верованиями, обычаями, самосознанием и т.д.; игры - с праздниками, традиционной системой ценностей и др. Невозможно в отдельности возрождать что-либо одно, например, только песенный фольклор.

В настоящее время имеется много народных ансамблей сохраняющих культурные традиции казачества. "Казачий курень", "Донцы", "Лазоревый цветок", "Вольная станица" исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. Эти ансамбли часто бывают с гастролями в Волгограде. На каждый концерт казаков приходит много людей разных возрастов. Концерты проходят под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняют без музыкального сопровождения. Казачья песня - многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом.

На концертах исполняются народные казачьи танцы. Мастерство исполнителей потрясает. Артисты одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висят шашки. Женщины на голову повязывают цветастые платки. Костюмы состоят из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляют собой яркое красочное зрелище и надолго запоминаются.

Вот уже 18 лет в Волгограде работает "Государственный Донской казачий театр". Он возрождает национальные традиции донского казачества, песенное, танцевальное и театральное наследие. Одно из самых удивительных явлений фольклора донского казачества - народная драма. Спектакль " Я пришел дать вам волю " по одноименной повести В. Шукшина передает дух казачьей вольности, извечное стремление народа к свободе и справедливости. Степан Разин предстает перед зрителями властным и грозным борцом за национальные интересы донского казачества. В репертуаре театра такие спектакли: "Груня - атаман разбойников", "Хуторяне", "Кондрат Булавин", "Чубатые ребяты, или как казачки казаков уму-разуму учили", "Едут, едут по Берлину наши казаки". Эти спектакли созданы для самой широкой публики и охватывают всю историю донских казаков и современные проблемы возрождения донского казачества.

Увлечение историей казачества приобретает массовый характер, люди посещают не только концерты и спектакли, но и являются посетителями музеев и выставок. Конец Х1Х столетия был ознаменован в Новочеркасске торжественным открытием 22 ноября 1899 г. Донского музея. До сих пор он является основным музеем по донскому казачеству. Естественно, что музей во главе с директорм С.А. Сединко активно откликнулся на проблемы возрождения казачества. В музее чаще стали проводиться чисто "казачьи" мероприятия. Среди них можно назвать выставки, посвященные дворянскому казачьему роду Миллеров, участию казаков в Первой мировой войне, "Атаманский портрет ХVIII - ХХ вв." и др. Сотрудники музея подготовили сборник статей "Краеведческие записки" (вып.1-й) по казачьей тематике. В периодической печати стали чаще появляться статьи сотрудников музея на казачьи темы: И. Потапова, Л. Крайсветной, Г. Аликиной и др. Музей дает многочисленные консультации для организаций и населения по истории края и казачества, родословным и многим другим вопросам.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Жизненный цикл этноса
Исходным моментом любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый стереотип поведени ...

Производство
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди 50-63% и цинка 37-50%), томпак (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора ...

Социально-экономические отношения в сельском хозяйстве
На территории Бековского сельского поселения сложная этносоциальная ситуация сложилась из-за нерегулируемости взаимоотношений различных групп землепользователей. На территории из некогда стабильно работающего колхоза образовались крестьян ...