Народный костюм

Страница 2

Во время экспедиций по Пинежскому району для коллекции музея были приобретены сарафаны «пониток», «косгыч», «синяк», «набивальник» «пестрядинник», «аглицкий», «тканевый» и «кумацник», а также сарафаны, сшитые из шелковой тафты — «переливцатые» и «двоелицные». Наиболее древние из них — «пониток» и «костыч».

«Пониток» — это косоклинный сарафан из ярко-красного сукна домашней выработки (в основе ткани тонкая льняная нить, по утку — шерстяная). Тяжелое сукно и конструктивные особенности этого сарафана придают ему особую скульптурную четкость формы. Его замечательное описание сохранилось у Натальи Васильевны Тарановской, которая многие годы занималась изучением народной культуры и искусства Пинежского края: «Спереди он подчеркивал стройность девичьей фигуры, с боков и со спины ниспадал крупными складками, мягко окутавшими стан. И по цвету он был сказочно красив. Красное сукно горело светлым жаром. Красный цвет пульсировал и разливался в глазах. Сарафан уже начинал казаться солнечным одеянием, и пламя его могло остудить только выбеленное на весенних снегах полотно рубашки». Этот сарафан был свадебным, и его величественный силуэт должен был придавать особую торжественность невесте. В комплект с сарафаном-«понитком» входила снежно-белая рубаха-«кок-люшница» из тонкого домотканого льняного полотна.

Сарафан-«костыч» на Пинежье носили только пожилые женщины и страрооб-рядки. Так же, как и в других регионах, это был косоклинный сарафан без всяких украшений, сшитый из темно-синей крашенины. В некоторых местностях, например, в Труфаногорской волости, «костыч» был украшен только на груди — шелковой или хлопчатобумажной тесьмой вдоль серединного шва. Очень схож с «костычем» другой сарафан — «синяк», их отличает только присутствие на сарафане-«синяке» «строк» — двух полос шелковой тесьмы вдоль переднего шва. С сарафаном-«синя-ком» была связана почти вся жизнь пинежанки. Этот сарафан ей шили в 15—17 лет, когда она вступала в брачный возраст. Просватанная девушка выходила в «синяке» к подружкам на девичник — с распущенной косой и расстегнутым воротом рубахи; в нем она причитала («расшибалась») перед замужеством. В этом же сарафане, покрывшись нарядной шалью, пинежанка и венчалась. Затем, будучи «молодухой», она надевала его только на праздники, вместе с повойником — женским головным убором. Если женщина становилась вдовой, то с сарафана-«синяка» отпарывались шелковые ленты, и этот сарафан становился ее траурной одеждой. В сарафане-«синяке» хоронили, когда женщина уходила в мир иной.

С сарафаном-«синяком» могли носить две рубахи — «исцелинницу» или «коклюшницу». Первая из них была цельнокроеной а вторая — составной. Обе рубахи имели длинные, зауженные к запястьям рукава, низ которых украшался сгрочевой вышивкой, напоминавшей плетеное на коклюшках кружево. Рубаху-«исцелинницу» носили только до венчания, а «коклюшницу» — со второго дня свадьбы. «Коклюшницу» могли также надевать с сарафанами — «понитком» (в некоторых деревнях среднего течения реки Пинеги этот сарафан называли «кумачником») и «китаеч-ником» (тот же «синяк», но сшитый из покупной темно-синей ткани китайки).

Нужно заметить, что в конце XIX века сарафан-«костыч», вероятнее всего, несколько видоизменил свою форму и стал лямочной одеждой. Первоначально же это был глухой косоклинный сарафан, на что во время экспедиций указывали и некоторые местные жители.

Ещё одним из любимых сарафанов на Пинежье был «пестрядинник» — прямой по конструкции сарафан на узких пришивных лямках, сшитый из домотканой пестряди — цветного полотна в клетку. Сарафан-«пестрядинник» был не только праздничной одеждой — носили его и «зався», то есть в будни, только повседневный шили из более грубого полотна — конопляной или льняной холстины. Праздничные «пестрядинники» были в каждой семье, и носили их «и девицы и молодицы, и жонки». Для девушек пестрядь на сарафан ткали в красно-белую клетку, а у молодых женщин («молодиц») цветовая гамма клетчатого сарафана была красно-бело-желтая. Женщины зрелого возраста и постарше предпочитали приглушенные темно-красные, малиновые, брусничные цвета и мелкую сине-белую клетку. Полотно для праздничного сарафана-«пестрядинника» ткали из тонких льняных ниток или покупных хлопчатобумажных. Пестрядинник из хлопчатобумажных нитей называли «бумажным».

В комплект с таким сарафаном входила рубаха-«пестрядинница». По конструкции она была составной — ее верхнюю часть шили из пестряди, а нижнюю — из серого льняного полотна. Цвет рубахи так же, как и сарафана, зависел от возраста женщины, которая ее носила. Девушки обычно надевали «пестрядинницы» ярко-красного цвета в мелкую белую клетку. Чем старше становилась женщина, тем глуше и темней был цвет ее рубахи — белая клетка сочеталась с темно-синей, иногда даже черной, а на плечах вшивались кумачовые полики. Сарафан-«пестрядинник» обязательно подпоясывался домотканым поясом. Такие пояса ткали с помощью бердышек (приложение Б) и кружков-дощечек или «выбирали» на чурочке-«сволочке», а также плели при помощи нехитрых приспособлений — рогатины и даже спицы, которую вставляли в бутылку. «Бердышок» это станок в виде прямоугольной дощечки, разделенной щелевидными отверстиями на тонкие планки. В середине каждой планки просверлены круглые отверстия. Уток — фигурная деревянная дощечка, на которую наматывали уточную нить (приложение Б).

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Саратов и Саратовский край на рубеже веков
К концу третьей четверти века в Саратове насчитывалось 2250 дворов, 300 лавок и свыше 50 рыбных и соляных амбаров. Его население составило уже около 15 тысяч жителей. В 1798 году появился план губернского Саратова, из которого видно, что ...

Купальские символы в обрядах и таинствах
Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипя ...

Роль пантеона славянских богов в организации помощи и взаимопомощи
К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Как отмечает И.Я. Фроянов, прародители славян - ско ...