Народный костюм

Страница 1

Народный костюм - традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей. Русский костюм формировался на протяжении многих веков, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее. Собрания народного костюма являются основами многих крупнейших государственных исторических и этнографических музеев, музеев изобразительных искусств и народного творчества. Однако традиционный костюм всегда привлекал внимание и частных коллекционеров. Благодаря известным коллекционерам ХIХ и начала ХХ века Н.Л. Шабельской, И.Я. Билибину, П.И. Щукину, М.К. Тенишевой от забвения были спасены многие шедевры русского прикладного искусства. Отдельные предметы и целые комплексы традиционной одежды вошли впоследствии в фонды лучших музеев страны или даже стали основой для их создания. Сегодня коллекционирование предметов старины не перестало быть актуальным. Традиционным костюмом интересуются значительное число собирателей, фольклорных коллективов, его продолжают сохранять внуки тех, для которых традиционная одежда была реальностью. Сегодня народный костюм привлекает внимание многих, им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Возможно, после многих лет забвения настоящая народная традиция необходима нам сегодня для осознания своей самобытности, для восстановления почти утраченных связей с прошлым, со своими корнями.

Среди богатства женских народных костюмов выделяются строгой красотой наряды жительницы Русского Севера – пинежанки. В селениях по Пинеге – притоку Северной Двины, до 1930-х годов женщины носили ещё свою национальную одежду.

Берега реки Пинеги долгое время оставались заповедным краем охотников, сплавщиков леса, хранителей тайн народной медицины, богатств русского фольклора и традиций народного искусства. Говорят, и колдуны водились. Долго здесь сохранялись старинные черты домашнего быта, праздники с качелями, хороводами, гуляньями вдоль села и, конечно же, народный костюм.

Один из первых экспедиционных маршрутов Архангельского музея пролегал по реке Пинеге, к Кеврольскому погосту. Кеврола (старое название — Кегрела) — одно из самых древних поселений поморов на реке Пинеге. Помимо Кевролы, исследования проводились и в других расположенных неподалеку древних поселениях Пинежья — в деревнях Карпова Гора (Карпогоры), Марьина Гора (Марьино) и Шотова Гора (Шетогоры). Вторая волна активных экспедиционных исследований проходила в 80—90-е годы XX века. Во время этих экспедиций была собрана богатая коллекция пинежского крестьянского костюма, которая на сегодняшний день насчитывает более 350 экспонатов, среди которых есть уникальные памятники XVIII — середины XIX века.

В конце XIX— начале XX века в Пинежском уезде Архангельской губернии были широко распространены два типа сарафана: косоклиннный и прямой. В коллекции музея собрано множество этих двух типов сарафанов из самых разнообразных тканей.

По опубликованным источникам выявлено множество названий сарафана на Пинежье. Это очень интересные и ценные сведения, позволяющие определить, какие ткани использовались для шитья одежды. В материалах П.С. Ефименко встречаются следующие названия: «набивник— из набивки или синей набойки с звездами, клеточками, цветами; крашенинник — из крашенины (черный, синий), кумашник — из красного кумача: карасейник — из карасея; кашемирник — из шерстяной кашемировой материи; лопотина — из шелковой материи; гарнитурник — из гарнитура (последний дорогой сарафан)». Сделаем некоторые пояснения к этому описанию: крашениной называли льняную или конопляную гладкокрашеную ткань полотняного переплетения. Сарафан «карасейник» шили из каразеи, рыхлой шерстяной ткани саржевого переплетения, обычно окрашенной в красный цвет. «Гарнитурником» назывался дорогой сарафан из полушерстяной синей или коричневой ткани полотняного переплетения. Эта ткань вырабатывалась из тонкой шерсти с примесью шелкового волокна. Название «лопотина» встречалось и на Поморье — так назывались старинные косоклинные распашные сарафаны из шелковой ткани, которые к концу XIX века сохранились только в среднем течении реки Пинеги. В публикации В. Ф. Миллера можно найти еще одно название пине-жских сарафанов — «сандальники». Эти сарафаны шились из льняного полотна, выкрашенного сандалом — привозной «заморской» краской синего или красного цвета. В более ранней публикации А. фон Пошмана они отнесены к «вседневной одежде». Этот автор описывает праздничные сарафаны из тафты и камки, которые носили богатые пинежанки. В более поздних источниках встречаются также «глазетники», которые шились из глазета — особой разновидности парчи с шелковой, хлопчатобумажной или шерстяной основой и металлическим утком, «камлотники» — сарафаны из камлота — плотной одноцветной хлопчатобумажной или полушелковой ткани, «штофники» и «бараканники» — красивые сарафаны из баракана — плотной шерстяной ткани жаккардового переплетения. Все эти сарафаны были праздничной одеждой, в которых девушки выходили на гулянья. Шили их на подкладке из крашенины и украшали тесьмой и «строками» спускающимися до подола. Вероятнее всего, все они были косоклинные по крою

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Пища
В происходящем с каждым годом все интенсивнее процессе нивелировки быта наибольшую этническую стойкость сохраняет пища; до сих пор сохраняются и некоторые традиционные особенности английской кухни. Наибольшую популярность завоевали англий ...

Знаменитые люди
Многогранная жизнь народа, его думы и чаяния являются источниками творчества, питают искусство. Богаты литературные традиции нашего края. В своем родовом имении Немцове провел несколько лет великий русский писатель-революционер А.Н. Ради ...

Строительство Томского острога
Около 1598 года сургутские казаки появились у устья Чулыма. О том, что река Чулым стала известна русским раньше построения Томского городка, свидетельствует отписка, отправленная кетским воеводой Постником Вельским в Томск Гавриле Иванови ...