Огонь в погребальном обряде культуры мохэ

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ

Использование огня один из элементов адаптации человека к природной среде. В процессе культурогенеза развивались и совершенствовались способы его применения, огонь превратился в неотъемлемую часть культуры. Применение огня на самых ранних этапах развития культуры стало важной частью социокультурной практики и оказало влияние на антропогенез. Существование долгое время практики использования огня включает его в круг наиболее архаических символов. В результате развития культуры огонь приобретает не только функциональную ценность, но и значимость в сфере духовной практике. Изучение роли огня в отображении картины мира и возможные варианты его интерпретации привлекли внимание ученых в работах по исследованию мифологии.

Цель моей работы рассмотреть применение огня в погребальном обряде мохэской культуры.

Для достижения поставленной цели, следует решить следующие задачи:

-рассмотреть теории, связанные с использованием огня

-рассмотреть применение огня на Троицком могильнике

-рассмотреть применение на могильнике Монастрырка-3

-выделить аналогии в этнографической современности

Территориальные рамки работы.

Культура мохэ занимала значительные территории Маньчжурии, Приморья и Приамурья. Летописные данные говорят о семи крупных племенах мохэ: лимо (сумо), боду (гуду), аньчэгу, фуне, байшань, хэйшуй и хаоши (гуши).

В настоящее время на основании письменных данных составлено несколько карт расселения семи основных племен мохэ. Согласно карте Э.В. Шавкунова байшань мохэ занимали район северных предгорий хребта Чанбайшань; сумо мохэ обитали в верхнем течении Сунгари, а севернее их, по правому берегу Сунгари, отмечены гудо мохэ; на правобережье реки Муданьцзян, в районе оз. Цзиньбоху, локализованы аньчэгу мохэ. Хэйшуй мохэ помещены в междуречье Сунгари и Уссури и по обоим берегам последней в пределах Нижнесунгарийской низменности, но не по берегам Амура; фуне мохэ - в бассейне Бикина, правого притока Уссури. Самую северно-восточную оконечность Амура (устье) занимали гуши мохэ.

Карта, составленная В.Е.Ларичевым, выглядит следующим образом. В основу положено размещение этих семи племен в бассейне р. Сунгари: лимо(сумо) – в верхнем течении Сунгари; байшань – юго-восточнее их, у горного массива, прилегающего к верховью Муданьцзяна; при слиянии Нонни и Сунгари жили боду(гудо) мохэ; аньчэгу – на берегах р. Ашихэ; на берегах нижнего и среднего течения р. Хурхи обитали фуне. Племена хаоши мохэ занимали земли ближе к низовьям Сунгари в районе Саньсинских порогов, а хэйшуй мохэ обитали по обоим берегам Амура от устья Сунгари до устья Уссури.

Основываясь на изучении керамических комплексов, исследователь Дьякова О.В. выделяла пять локально-хронологических групп: благословеннинскую, найфельдскую, михайловскую, гладковскую и соответственно троицкую. Михайловская, гладковская и троицкая группа локализуется в пределах зейско-бурейского района. Благославеннинская и найфельдская группы памятников характерны для Хабаровского края, Приморья и Маньчжурии. Причины различия между керамическими комплексами О.В.Дьякова видит в хронологии, в географии местонахождения и в происхождении.

Хронологические рамки работы.

Первые упоминания о мохэ относятся к IV – V эры в письменном памятнике «История династия Вэй». Нижняя граница существования культуры примерно XI –XII в.

Популярные материалы:

Антропологическая характеристика
Манси и Ханты характеризуются следующим комплексом признан: -низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин); -общая грацильность (миниатюрность строения); -неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте; -прям ...

Основание городов и острогов на территории Красноярского края
С первых дней острогу Красный Яр пришлось оружием и дипломатией утверждать право на свое существование. До конца XVII века русские деревни и пашни так и не смогли продвинуться южнее устья Маны. Сам Красный Яр неоднократно подвергался оса ...

Первый период существования Одессы
Своим возникновением и перноначальными успехами Одесса обязана преимущественно иностранцам. Её основателем был, неаполитанец де-Рибас, план застроения города составлен французом де-Воланом, административная власть в крае находилась в рука ...