Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ » Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике

Страница 1

В погребальном обряде мохэ существуют три основных способа захоронения: вторичный захоронения, первичные и обряд кремации. Все три способа существовал одновременно. В целом, по подсчетам исследователя Д.П. Болотина, обряд кремации занимает 4-5 % из числа всех погребений. Скорее всего, обряд кремации – тюркский компонент в культуре мохэ, т.к. он был широко распространен с древнейших времен среди тюркских народов. Позднее он бытовал у чжурчжэней, у народов северо-восточной Азии - коряков, нивхов.

Одной из особенностей погребальных сооружений у амурских племён является разведение огня в пустой, видимо, только что выкопанной могильной яме. Аналогий этому в амурских памятниках нет, но они есть в памятниках тюркского времени в Сибири. Так, при описании Тесинского могильника на Среднем Енисее Л.А. Евтюхова подчёркивала, что в погребении кургана 6 из Теси «все стенки погребальной ямы были сильно прокалены под действием сильного жара» [6].

Среди находок мохэских могильников большое место занимают обгоревшие кости животных. Это остатки сожженной пищи. Этот обычай прослеживается вплоть до этнографической современности. П.П. Миткевич наблюдал этот обычай у нанайцев: «Нанайцы сжигают на костре, разложенном в головах гроба, вино, лепешки, табак. Все вещи, которые кладут в гроб, непременно разбиваются или ломаются» [8].

Остатки углей и угольные вкрапления были обнаружены в заполнениях могил таких памятниках, как могильник у с. Марково, могильник у с. Новопетровка Амурской области, Завитинский могильник, могильник у пос. Найфельд Еврейской автономной области – на р. Икур, могильник на р. Кочковатке. Также в некоторых могилах памятника Липовый Бугор зафиксированы следы огня [7].

На Троицком могильнике отмечено два вида кострищ: одни разводились над могилой после ее засыпки, вторые – в яме, до того как туда опускали покойника [6].

Так, например, в погребении № 124 на поверхности могильного пятна был обнаружен слой угля, под ним — обгоревшие черепа лошади и свиньи, под которыми находилось вторичное погребение. Видимо, после того, как засыпали могилу, на неё перенесли часть углей от жертвенного костра, забросали ими остатки пищи от поминок (головы съеденных лошади и свиньи), затем все снова присыпали землёй [6].

Исследованные на Троицком могильнике внутримогильные деревянные конструкции представлены лишь обугленными плашками и прокалами стен и, реже, дна могил. При этом, как правило, ни погребальный инвентарь, ни кости человека следов пребывания в огне не имеют. В исследованных в 2007 году вторичных погребениях только в 2 из них(275 и 286) найдены мелкие кальцинированные косточки (пепел), принадлежность которых человеку или животному однозначно не определяется. В погребениях номер 27 и 277 имеются следы сильного огня в виде мощных пятен прокала ярко-красного цвета. Эти факты позволяют сделать вывод, что останки человека и вещи укладывали в могилу после сожжения облицовки ее стен или рамы-обкаладки. В тех случаях, когда дерево в могиле еще тлело, а захоронение уже совершалось, на костях появлялись следы сожжения. Предварительное сожжение деревянных конструкций внутри могилы таким образом можно рассматривать как его порчу по аналогии со сломанными вещами [5].

В целом существует две основных точки зрения на причину использования мохэ огня в погребальном обряде. Так, по мнению Е.И. Деревянко, применение огня связано с верой в огонь как очистительной силы. Таким образом, захоронение очищалось огнем [5]. Вторая гипотеза связывает применение огня с тем, что с помощью костра мохэ отогревали почвы для сооружения могил в зимнее время [1]. В 2005 году авторами раскопок был проведен эксперимент, который подтвердил еще одно возможное назначение огня – то, что огонь применялся для облегчения копки тяжелого грунта.

Анализ захоронений на Троицком могильнике показал, что большинство погребение являлись вторичными с небольшим количеством костей человека и вещей, сложенных в неглубокие относительно древней дневной поверхности могилы. Современная стратиграфия террасы, где расположен могильник, в местах отсутствия погребений следующая: 1) дерновый слой до 10-12 см; 2) слой тяжелого суглинка; 3) глина тяжелой упаковки; 4) слой комковатой глины; 5) аллювиальный песок.

Гипотеза авторов раскопок заключалась в следующем. Во-первых, все вторичные захоронения совершались в теплое время года. Во-вторых, во время копки могильной ямы, возможно, после снятия дерна и относительно рыхлого суглинка, в яме разводился костер, после прогорания, которого слой плотной глины легче поддавался копке. При разборе заполнения в них часто встречались прокаленные стенки, в выкидках грунта из них фиксировались включения отдельных угольков и прокаленных частичек и комков глины и, иногда наблюдался пепел. Гораздо реже прокал сплошным прослоем наблюдался на дне могилы.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Музей в деревне Ваймуша
В пинежской деревне Ваймуша уже несколько лет действует школьный музей «Истоки». Приезжают туда не только российские, но и иностранные туристы. Дом, в котором располагается музей, был построен в 1858 году. Он принадлежал известному на Пи ...

Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917-1929)
Октябрьская революция 1917-го г. В России, ставшая закономерным итогом накопившихся в стране внутренних противоречий, вызвала глубинные изменения в экономике, социальной жизни и культуре, затронула все пласты общественного сознания. Рево ...

Основание Одессы
Основание Одессы имеет длинную историю. 14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Хаджибея. В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок для м ...