Огонь в погребальном обряде у народностей Дальнего Востока

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ » Огонь в погребальном обряде у народностей Дальнего Востока

Применение огня в погребальном обряде можно проследить у таких народов как нанайцы, нивхи, ульчи, солоны, коряки.

Огонь в погребальном обряде нанайцев.

У нанайцев имелось несколько способов погребения: наземные, в земле и (как исключение) – сожжение. Прежде чем предать умершего погребению, выполняли целую систему обрядов. Так на кладбище, пока шли приготовления к погребению, мать покойного или старшая женщина рода с западной стороны могилы разжигала огонь мертвых (костер состоял из длинных жердей и имел продолговатую форму), чуть подальше, с восточной стороны, разжигался огонь живых.

Возле огня мертвых собирались все пришедшие на кладбище. Между могилой и костром прочерчивали небольшой ров, через него клали палочку хумэгдэн. На середину палочки лили воду или жидкий отвар круп. Таким образом, по представлению нанайцев, душа покойника получала питье. В это время параллельно костру расстилали узкую камышовую циновку. На нее раскладывали принесенную поминальную пищу. Недалеко от костра втыкали в землю палочку с развилкой, на нее вешали изображение души лочако. Затем начинали бросать в огонь поминальную пищу. Если пища хорошо горела, считалось, что душа покойника ее принимает без обиды. Головешки со стороны восхода солнца не подталкивали к костру. Одну из них старшая женщина рода незаметно откладывала в сторонку. Уходя с кладбища, она забирала ее с собой и, вернувшись в дом, подкладывала в огонь домашнего очага, таким образом, она приносила долю огня живущим[3].

У нивхов, коряков, ульчей нивхского происхождения и солонов также существует обряд трупосожжения.

Огонь в погребальном обряде нивхов.

Процесс трупосожжения выглядел следующим образом: на кладбище, на месте погребения складывается поленница. Для женщин клетка сооружалась из четырех поленьев, для мужчин – из трех. На поленницу укладывались умерший и его вещи. Труп привязывали к нарте кожаными ремнями. Среди вещей обычно бывали: оружие, сани, лыжи, рыболовные и охотничьи принадлежности. Все предметы были сломаны, в чем также прослеживается аналогия с мохэской культурой. На поленницу умершего укладывали лицом на запад, со сложенными на груди руками и согнутыми в коленях ногами. Погребальный костер поджигал кто-то из родственников. Для мужчин – с трех сторон – по углам и с изголовья, для женщин – с четырех углов. Огонь для костра добывали трением. Когда труп сгорал полностью, все уходили домой, кроме нескольких пожилых мужчин, которые сгребали в одну кучу золу и остатки костра. Рядом с местом кремации ставили надгробный домик – родовое жилище умерших [1].

Трупосожжения зафиксированы также и у ульчей, но, как считают этнографы, они имели нивхское происхождение. Солоны также применяли трупосожжения. В начале 20 в. они еще обитали по правому берегу Амура и на р. Нонни. Известно, что умерших своих они сжигали и пепел в кожаном мешке вешали на дереве в священных рощах [1].

Популярные материалы:

Происхождение и история
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур тае ...

Отдел культуры
На территории муниципального образования Приморско-Ахтарского района расположено 41 учреждение культуры, в том числе: · районный дворец культуры - 1; · сельские дома культуры – 9; · cельские клубы – 11; · районный организационно-метод ...

Тула
Тула (Т.)- город герой центр Тульской области. Город постоянно рос и обретал проффесиональный профиль. В 1595 году царь Федор Ивановичь повелел своим указом поселить 30 кузнецов особой слободой, которая расположилась на правом берегу рек ...