Теории использования огня

Изучение роли огня в отображении картины мира и возможные варианты его интерпретации привлекли внимание ученых в работах по исследованию мифологии. Начиная с 19 века исследователи стремились найти единое объяснение для многочисленных проявлений огня.

Существуют несколько теорий касательно использования огня.

Это такие теории как солярная, которая связывает огненные культы с поклонением огню как земному воплощению небесного огня солнца. Согласной этой теории, на праздниках огня костер раскладывался, как магическое средство обеспечить солнечным теплом и светом человека, животный мир, посевы и плоды. Эту теорию поддерживали М. Мюллер, А.И. Афанасьев.

Такие исследователи как, А. Кун, В. Шварц выводили ритуальное употребление огня из древнего культа поклонения молнии как небесному огню.

Вундт интерпретировал обряды с использованием огня как элементы, входящие в сложный комплекс культов плодородия.

Бриффолт считал, что возжигаемые «вечные огни» и огни разжигаемые на полях относятся к древним культам аграрной магии. Основной символической ролью огня в этих верованиях становится воплощение в пламени символа жизни и возрождения. Священные огни связываются с луннарным культом.

А. Голан рассматривал огонь как атрибут бога мира мертвых.

К теме мифов о происхождении огня обращался в своих исследованиях Дж. Фрэзер в монографии «Мифы о происхождении огня». Он выделяет три эпохи мифологического времени, которые соответствуют трем фазам культуры. Эпоха без огня описывает жизнь людей как существование, подобное животным. Эпоха «служебного огня» - это время когда огонь используют для приготовления пищи, но не для освещения. Эпоха «освещенного огня» характеризуется умением искусственно получать огонь, а его использование становится всеобъемлющим.

Представитель эволюционной школы Э. Тайлор разделял поклонению огню на два вида: первый относится к фетишизму, второй – к политеизму.

Представители функциональной теории исследовали функции огня в обрядах и ритуалах. Они указывали на его многофункциональность и возможность объяснения через функции огня в мифологии и ритуальной практике.

Структуралисты включали огонь в ограниченный круг универсальных единиц, используемых для интерпретации окружающего мира. К. Леви-Стросс в работе «Мифологии: Сырое и приготовленное» выявил посредническую функцию огня в «окультуривании» природы.

В теории психоанализа огонь рассматривался как символический элемент проявления бессознательного. В работе З.Фрейда «Покорение огня» предложена интерпретация развития культуры как укрощения огня. Семантика огня в архетипических представлениях коллективного бессознательного изложена в работах К.-Г. Юнга; к ним примыкают исследования А. Менегетти о проявлении огня в сновидениях. Влияние образа огня и его выражение в индивидуальном духовном опыте было продолжено в работе Г. Башляра «Психоанализ огня».

Применительно к погребальному обряду наиболее подходящей является очистительная теория огня - в ней огонь предстает как символ очищения. Также исходя из представления, что захоронение умершего есть стремление избавится от трупа, то огонь одно из средств для достижения этой цели, т.к. он оказывает разрушительное влияние [13].

Популярные материалы:

Развитие белорусской культуры
В XIY-XY вв. в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. Библиотеки и центры рукописного искусства существовали в Полоцке, Слуцке, Супрасле, Гродно, Новогрудке, Бресте и других ...

Первая Театральная площадь
В 1878 году на Староострожной площади было построено деревянное здание театра. После этого Староострожная площадь была переименована в Театральную. В ночь с 14 на 15 октября 1898 года здание театра сгорело. Новое здание театра было постро ...

Семья
Структура семьи Основной социально-хозяйственной ячейкой общины была большая патриархальная семья, представляющая единый хозяйственный и общественный коллектив. Несколько неразделившихся братьев со своими женатыми сыновьями и их потомств ...