Теории использования огня

Изучение роли огня в отображении картины мира и возможные варианты его интерпретации привлекли внимание ученых в работах по исследованию мифологии. Начиная с 19 века исследователи стремились найти единое объяснение для многочисленных проявлений огня.

Существуют несколько теорий касательно использования огня.

Это такие теории как солярная, которая связывает огненные культы с поклонением огню как земному воплощению небесного огня солнца. Согласной этой теории, на праздниках огня костер раскладывался, как магическое средство обеспечить солнечным теплом и светом человека, животный мир, посевы и плоды. Эту теорию поддерживали М. Мюллер, А.И. Афанасьев.

Такие исследователи как, А. Кун, В. Шварц выводили ритуальное употребление огня из древнего культа поклонения молнии как небесному огню.

Вундт интерпретировал обряды с использованием огня как элементы, входящие в сложный комплекс культов плодородия.

Бриффолт считал, что возжигаемые «вечные огни» и огни разжигаемые на полях относятся к древним культам аграрной магии. Основной символической ролью огня в этих верованиях становится воплощение в пламени символа жизни и возрождения. Священные огни связываются с луннарным культом.

А. Голан рассматривал огонь как атрибут бога мира мертвых.

К теме мифов о происхождении огня обращался в своих исследованиях Дж. Фрэзер в монографии «Мифы о происхождении огня». Он выделяет три эпохи мифологического времени, которые соответствуют трем фазам культуры. Эпоха без огня описывает жизнь людей как существование, подобное животным. Эпоха «служебного огня» - это время когда огонь используют для приготовления пищи, но не для освещения. Эпоха «освещенного огня» характеризуется умением искусственно получать огонь, а его использование становится всеобъемлющим.

Представитель эволюционной школы Э. Тайлор разделял поклонению огню на два вида: первый относится к фетишизму, второй – к политеизму.

Представители функциональной теории исследовали функции огня в обрядах и ритуалах. Они указывали на его многофункциональность и возможность объяснения через функции огня в мифологии и ритуальной практике.

Структуралисты включали огонь в ограниченный круг универсальных единиц, используемых для интерпретации окружающего мира. К. Леви-Стросс в работе «Мифологии: Сырое и приготовленное» выявил посредническую функцию огня в «окультуривании» природы.

В теории психоанализа огонь рассматривался как символический элемент проявления бессознательного. В работе З.Фрейда «Покорение огня» предложена интерпретация развития культуры как укрощения огня. Семантика огня в архетипических представлениях коллективного бессознательного изложена в работах К.-Г. Юнга; к ним примыкают исследования А. Менегетти о проявлении огня в сновидениях. Влияние образа огня и его выражение в индивидуальном духовном опыте было продолжено в работе Г. Башляра «Психоанализ огня».

Применительно к погребальному обряду наиболее подходящей является очистительная теория огня - в ней огонь предстает как символ очищения. Также исходя из представления, что захоронение умершего есть стремление избавится от трупа, то огонь одно из средств для достижения этой цели, т.к. он оказывает разрушительное влияние [13].

Популярные материалы:

Героические традиции дагестанских народов
1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выко ...

Селькупы
СЕЛЬК‘УПЫ, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах ...

Скалы близнецы у Гурзуфа
Скалы-островки стоят в некотором отдалении от берега моря напротив Артека. Давным-давно на вершине Медведь-горы стоял величественный замок. Жили в нем братья-близнецы Петр и Георгий. Жили они дружно, в бою рядом сражались, защищая друг д ...