Заключение

Таким образом, рассмотрев различные варианты использования огня в погребальном обряде, можно сделать вывод, что он применялся как и в духовной, так и в практических сферах.

В целом можно выделить несколько областей применения огня:

Во-первых, трупосожжение – один из приемов обращения с телом умершего, приводящий к уничтожению плоти до состояния слабой или средней степени деформации костей скелета – полукремация; либо до состояния полной деформации костных тканей и/или образования углистой массы – кремация, либо до состояния пепла – полная кремация [12]. Ю.М. Васильев связывает распространение трупосожжений в культуре мохэ с развитием обряда «огневого» обезвреживания (сожжения гроба или обожжения голых костей).

Во-вторых, сожжение внутримогильных конструкций, что можно интерпретировать как веру в очистительную силу огня.

В-третьих, применение огня для облегчения копки грунта.

В заключении при анализе роли огня в погребальном обряде мохэ необходимо учитывать не только область семантики, но и вопросы практической целесообразности

Популярные материалы:

Традиционные хозяйственные занятия
Места проживания Вепсов вынуждали приспосабливаться их к любым неудобствам, осваивать новые виды деятельности наиболее пригодные для жизнеспособности населения. Поэтому у народов севера существовали комплексные типы хозяйств, которые всег ...

Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...

Купцы и мещане: образ жизни
В «Вестнике императорского русского географического общества» за 1860 год опубликован большой и интереснейший очерк П. Воронова «Верховажский посад». Воронов делит верховажских купцов на две четкие категории. Первые – это богатые люди, из ...