Особенности художественной обработки дерева

Страница 1

Художественная обработка дерева у семейских наиболее ярко выражена в орудиях труда. Здесь нередко соседствуют элементы, с одной стороны, средне- и южнорусской, а с другой стороны, северно-русской культуры. Так, в деревнях Красночикойского района одновременно бытуют резные корневые прялки с широкой лопаской вологодского типа и гребни, характерные для средней и южной России, иногда украшенные простейшей геометрической резьбой.

Искусство обработки дерева у семейских описано и изучено Г.И.Охрименко.[38] Г.И.Охрименко много пишет о домовых росписях, резьбе, которые были зафиксированы научно-исследовательскими экспедициями (НИИХП г.Москвы)[39] и местными краеведами.[40] Найденные утилитарные предметы (доски, тарелки, прялки), расписные полочки для икон – немногие случаи, редкий показатель ремесла росписи.

Резьба по дереву, иногда с подкраской встречается довольно часто. Встретившиеся в Красночикойском районе резные прялки сохраняют цвет древесины. Резьба – трехгранно-выемчатая, иногда выполненная контурной.

Узор состоит из центрального солярного знака и фриза из квадратов, пересеченных диагоналями и других геометрических фигур. Следует предполагать, что вологодский тип прялки перенят семейскими у сибиряков-старожилов; как известно, первые поселенцы Сибири были выходцами из северных областей Европейской России. Встречаются прялки с широкой северной лопаской, сплошь украшенные контурной резьбой с растительным узором, изображающим местный цветок «жарок».

Большой интерес представляют резные швейки Красночикойских семейских. По описаниям Г.И.Охрименко следует предположить, что на территории Забайкалья, Прибайкалья, Бурятии встречались только расписные или точеные.[41]

В Красночикойском районе зафиксировано большое количество резных швеек. Все они различные варианты одного и того же типа, отражающего местную традицию. Это корневые цельные швейки представляют собой столбик, составленный из нескольких ярусов, каждый из которых украшен своим орнаментом. Наиболее сложная сквозная объемная резьба у верхнего яруса, состоящего из центрального столбика и окружающих его с четырех сторон скобчатых колонок, несколько напоминающих завершье известной костромской швейки, правда, в более грубых формах. Предпоследний к копылу ярус является ручкой, поэтому он вырезан в виде вогнутой фигуры, конструкция которой подчеркивается узкой линией контурной резьбы. Все ярусы украшены резным геометрическим орнаментом, выполненным контурной и простейшей трехгранновыемчатой резьбой. На углу, где соединяется ножка с копылом контурной резьбой нанесен солярный знак (абсолютно на всех красночикойских швейках), подобно трехгранновыемчатому резному знаку на этом месте на Вологодских прялках. Некоторые экземпляры швеек подкрашены. Иногда эта подкраска подчеркивает резной орнамент, иногда окрашивается сплошь и целиком весь ярус, каждый – в свой цвет. Представляя собой особую местную традицию, эти швейки некоторыми своими элементами и композиционным решением могут помочь в работе художественных промыслов, ремесел – в выработке своей особой стилевой направленности.

Изделие посудной группы из дерева встречались редко, были выполнены примитивно.

В краеведческом музее Красночикойского района была зафиксирована так называемая «харьковская» дуга с резьбой и подкраской. Орнамент растительный и зооморфный.

Из всего разнообразия проявлений материальной и духовной культуры этноса одним из наиболее ярких, наглядных является орнамент.

В Красночикойском районе широко бытует до сих пор плетение из бересты и лозы. В большом количестве плетут туески. Интерес представляет сосуд, сделанный из длинной берестяной ленты, которая свернута таким образом, что ее края образуют красивую, резную бахромчатую поверхность предмета. Из лозы плетутся корзины различных форм, с художественным декором – арочным фризовым орнаментом. Мастера лозоплетения с. Барахоева: Грешилов Евдоким Семенович, Линейцев Матвей Иванович; с. Менза: Беломестной Николай Федорович передают свой мастерской опыт своим детям и внукам.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Народные художественные традиции празднования Троицы
Происхождение праздника, его архаические корни и христианский смысл. Троицкие народные гуляния. Ритуальная пища (яичница и др.). Березка как основной «символ» праздника, ее сакральное значение в традиционной народной культуре. Традиции ук ...

История формирования города
Таналыково-Баймак основан в 1748 году как рудная база Кананикольского и Преображенского медьзаводов. С этого времени начинает упоминаться Таналыкский медный прииск. Название произошло от одноименной реки Таналык. Второе название - Баймак ...

Этническое возрождение белорусского народа
При оценке этнической ситуации, складывавшейся на белорусских землях со второй половины XVI века, необходимо учитывать две группы явлений: те, что тормозили, вернее, усложнял этнические процессы, и те, что способствовали их развитию, конс ...