Мир древнего славянина

Материалы » Языческий мир славянства » Мир древнего славянина

Страница 1

Мир древнего славянина состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной среды.

Земля изображалась округлой плоскостью, окруженной водой. По представлениям язычников море находилось где-то на краю Земли. Оно могло быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессметрного, сверкающий всеми цветами радуги (северное сияние). Но море могло быть и обычным, где ловят рыбу, плавают на кораблях. Здесь Змей Горыныч (олицетворение степняков) направляется в губительные походы на русские земли.

Небо было в прямой зависимости от системы хозяйства. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни сильно отличались от взглядов охотников. Им нужно было знать звезды и ветры, а земледельцев в большей степени интересовали тучи, тепло и солнце.

Солнце ценилось земледельцами как источник света, тепла и условие произрастания всего в природе. Но «здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли – солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 месяцам».[5] По убеждениям большинства народов древности солнце было символом добра, света, разгоняющего тьму и холод.

Важной частью представления о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночью солнце двигалось с помощью водоплавающих птиц (утки, лебеди), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывающий солнце вечером на западе и отрыгивающий его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей вели за собой кони и мощные птицы.

«В системе анимистических представлений восточных славян, одухотворявших природные стихии»2, самыми популярными были:

Леший – это злой и коварный дух, хозяин леса и зверей, который мог быть ниже травы и выше деревьев. Поэтому в былинах обычно люди боязливо относились к лесам (риск заблудиться, погибнуть от хищника).

Водяной – это дух водной стихии, который воспринимался в образе безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелеными глазами. Люди также страшились погибнуть в омуте.

Водяницы (русалки) – женские воплощения этого же злого духа.

Полудница – полевой дух в образе женщины в белой одежде. По поверьям того времени она сворачивала головы тем, кто трудится в полуденной жаре.

Домовой (домовик, хозяин) – покровитель семьи, домашнего очага и скота. Живет обычно за печкой или под порогом, иногда может принимать обличие старика с лицом, покрытым белой шерстью. Он требует к себе уважения и небольших жертвоприношений: хлеб, соль, каша. Может наказывать ленивых и благоволит к трудолюбивым.

То есть одни из них покровительствовали человеку, если тот поладил с этими духами, а другие в различных случаях могли быть серьезной угрозой для жизни. Во всяком случае, бесам религиозное сознание славян приписывало злонамеренности и губительную силу. В повседневной жизни, как правило, господствовали эти (низшие) силы, находящиеся всегда рядом и нуждающиеся в постоянном общении на бытовом, обыденном уровне. Самой простой формой взаимодействия между собой человека и низшего мира была магия (ведьмы, колдуны, знахари, ворожеи).

Прямое отношение к смерти имели олицетворения болезней. Они считались результатом каких-либо злонамеренных действий духов. Смерть, мор были воплощением образа Мары(марухи, мора, кикиморы) – женского смертоносного существа.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина
Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина. Пушкинская лира звучала – нежно, призывно, чарующе – на Руси святой. Псковские пущи, Михайловские перелески, подмосковные боры, болдинские рощи, тамбовские урочища, липецкие сосняки, ...

Венев
Наболее ранним упоминанием Веневе (в,) относят к середине 90 годов 19 века. Венев-Никольская обитель, больше известная под названием Венев-монастырь, впервые упоминается в летописях нач. XV в. Здесь нашли успокоение заточенные в монастыр ...

Сталинский неоклассицизм, Социалистический реализм и послевоенная архитектура.
В это время формируется монументальное искусство. К нему относятся те жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладае ...