Мир древнего славянина

Материалы » Языческий мир славянства » Мир древнего славянина

Страница 2

Основные обряды славян-язычников были направлены на получение хорошего урожая путем воздействия на божественные силы природы. «До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней».[6] Святилища, как правило, были круглой формы под открытым небом, по окружности которых разводились костры. Внутри ставились деревянные идолы, которым приносились жертвы (место называлось капищем). Внешний же круг создавался для употребления людьми жертвенной ритуальной пищи (требище).

Процесс жертвоприношения (жрание) состоял из двух частей. Сначала на капище убивали жертвенное животное и окропляли место его кровью. Вид жертвы зависел от значимости события и характера божества. Чаще это были домашние животные и птицы, кони. Потом люди поедали священную пищу после придания ее огню. Всем ритуалом руководил жрец. Также большое распространение получило приношение в жертву богам хлебом, кашами, хмельным зельем, деньгами и другими ценностями.

Погребальный обряд славян соответствуют типу «обрядов перехода». К такому типу можно также отнести свадебный и родильный обряды. Также как и погребальный, эти «были связаны с магией смерти и возрождения: в свадебных ритуалах жених и невеста «умирали» в прежнем социальном статусе и «рождались» в новом».[7]

Сила свадебного обряда имела устрашающий магический характер. Сила плодоносной земли передавалась молодым посредством обсыпания их зерном, хмелем, далее шло поедание ритуальных священных хлебов. Не редко для полной уверенности в счастливом союзе использовались заговоры, обереги, приглашали «добрых» колдунов.

Родильный процесс предусматривал, что родившееся дитя приходит в этот мир существом нечистым и чужим. Обряд предусматривал снятие с матери и новорожденного «нечистоты» и признание его отцом. Если ребенок умирал до крещения, то считался по поверьям славян злонамеренным мертвецом.

Процесс погребения был двух видов. Первый – сжигание покойного. Он основан на веровании, что душа очищается огнем и поэтому может немедленно войти в рай. Однако душа человека недостойного должна мучиться в преисподнем огне («пекло»), прежде чем попасть в рай. На костер шла и вдова, чтобы попасть с ним в рай. После сожжения тела пепел собирали в сосуд и ставили его на перекрестке дорог (отсюда поверье, что у этих скрещений дорог нечистая сила). Второй – похороны в земле. Тогда могилу обкладывали камнями или насыпали над могилами холмы (курганы).

Для языческого мировоззрения характерно то, что при различии мира реальный и потустороннего, оно не разделяет их. Эта религия не знает представления о прошлом. Каждое новое поколение повторяет все свершения прежних. Так, смерть для древних славян означала не исчезновение, а переход в иной мир. Рай они изображали цветущим, зеленым садом, а об аде они имели неопределенные представления.

Большое развитие у славян получил культ предков. Представление о том, что перешедшие в «иной мир» родственники имеют особую власть над обстоятельствами земной жизни семьи, было очень распространено. Например, ранней весной жгли костры (имитация погребального), прыгали через них, призывая души умерших «отогреться». И одновременно с этим в домах выставляли пищу для этих душ. В разгар же весны происходило поминание усопших, которое совершалось на кладбищах с поеданием пищи, окликом по именам умерших, рыданиями женщин. Затем это действо переносилось в селение, где совершали обряд посвящения молодоженов под покровительство предков.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Развитие города
В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие. За два последн ...

32-я Стрелковая дивизия (результаты поисковой работы группы "Память" МИВлГУ)
Великая Отечественная война затронула, наверное, каждую семью в России. В её пекле погибло и пропало без вести огромное количество солдат. Соответственно, это коснулось нашего города, с войны многие не вернулись и никто не знает где эти л ...

Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов
Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопост ...