Археологические свидетельства использования огня на могильнике Монастырка-3

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ » Археологические свидетельства использования огня на могильнике Монастырка-3

Могильник Монастырка-3 расположен к 1,8 км к юго-западу от пос. Рудная Пристань и находится на соседним с поселением Рудная Пристань 18-метровом мысу в 220 м от раскопа последнего. На некрополе на вскрытой раскопами поверхности площади 2180 кв.м. исследовано 4 курганных насыпи и 88 погребений. По типу могильник относится к курганным. Четыре кургана были прямоугольными, могильные насыпи – овальными. На площади раскопа зафиксировано 75 ямных захоронений, 3 погребения на горизонте, 10 подхоронений в насыпь.

Могильные ямы составляли ряды, тянувшиеся с северо-востока на юго-запад. Могилы ориентированы запад-восток. Могилы трех форм: подпрямоугольной (прямоугольной), трапециевидной, круглой.

Умерших хоронили по способу кремации, ингумации, кенотафов. Прослежены кремации трех типов: 1) в могильной яме; 2) на стороне с последующим захоронением в могильной яме; 3) на месте с последующим возведением насыпи.

Для кремаций в могильной яме характерны: а) могильная яма размерами в полный рост человека, глубиной до 50-80 см от древней поверхности прямоугольной или трапециевидной в плане формы; б) сгоревшая внутримогильная конструкция в виде ящика с плоской крышкой из горбыля, снаружи обмазанного по щелям глиной; в) остатки костяка, часть которого сохраняет анатомический порядок; г) наличие в могиле кострища; д) определенное расположение погребального инвентаря: сосудов на крышке гроба в районе головы (в западной части могилы), пояса тюркского или амурского типов в районе таза, обувных украшений в восточной части могилы. Все вещи имеют следы огня. В качестве топлива использовался торф из близлежащего тетюхинского торфяника

Для кремаций на стороне с последующим захоронением в могильной яме или на горизонте характерны: а) могильные ямы небольшого размера, более мелкие, чем при кремации в могиле; б) менее четкая форма могильных ям из-за постепенного истлевания деревянных конструкций и завала могильных стенок внутрь; в) скопление жженых костей в одном месте без анатомического порядка; г) отсутствие следов внутримогильных конструкций; д) расположение погребального инвентаря произвольное.

Для кремации на месте характерно большое неправильно формы глиняное прокаленное пятно (с остатками торфа) с многочисленными вкраплениями мелких жженых костей и погребального инвентаря со следами сильного огня.

Два погребения – кенотафы. Они небольшого размера – до 70 см в длину, неглубокие, подпрямоугольной формы, с несколькими фрагментами керамики в заполнении, без следов внутримогильного устройства и костей. Кенотафы входили в единый ряд с другими могилами [4].

Таким образом, на могильнике Монастырка-3 огонь являлся обязательной частью погребального обряда. Погребальный обряд на этом памятнике имел следующие особенности. Во-первых, все могилы имели каменные насыпи – курганы. Во-вторых, погребенные были уложены на спину в вытянутом положении, под ними настилали хворост. В-третьих, внутримогильные конструкции представляли собой плотно встроенные в могильные ямы деревянные ящики-гробы с плоской крышкой и дном; щели между досками тщательно замазаны глиной. В-четвертых, после закрытия гроба крышкой его поджигали и вскоре засыпали землей.

По мнению С.П. Нестерова после совершения захоронения умершего в неглубокой могиле в деревянном ящике-гробу, яма какое-то время оставалась открытой. Об этом свидетельствует тщательная замазка щелей гроба глиной. Такой обычай объясняется стремлением живых избавится от запаха тления, который исходил из незасыпанных могил. Предполагается, что монастырские могилы стояли открытыми не менее одного года. За это время труп успевал скелетироваться, после чего в могиле разводи костер, в огне которого сгорал гроб и кости, а также деформировался сопроводительный инвентарь. Степень сгорания в разных погребениях была неодинаковой. Иногда сохранялись кости ног, грудной клетки. Есть погребения, в которых кости практически не сохранились. Не дожидаясь пока все окончательно сгорит, сверху могилы забутовывали камнями. Преждевременная засыпка пылающей могилы приводила (без доступа кислорода) к обугливанию деревянных конструкций и костей скелета [9].

Популярные материалы:

От 90-х годов до наших дней
События произошедшие в 90-х годах полностью изменили ход дальнейшего развития не только Кузбасса, но и всей страны. Важным содержанием перехода к рынку стал процесс приватизации государственной собственности, преобразование ее в частную. ...

Праздники зимнего цикла
чувашский праздник обряд увеселение У чувашей широко бытовали самые разнообразные обряды, обставлявшие все значимые моменты в жизни семьи, селения, в календарном цикле, в производственной деятельности: Сурхури; Нартукан (нартăван); ...

Общее представление о суевериях
Психология человека и суеверие Многие психологи утверждают, что человек придумал три мифа. И один из них – миф о том, что где-то за человека уже кто-то решил его дальнейшую жизнь и расписал ее по пунктам, следовательно, от самого человек ...