Археологические свидетельства использования огня на могильнике Монастырка-3

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ » Археологические свидетельства использования огня на могильнике Монастырка-3

Могильник Монастырка-3 расположен к 1,8 км к юго-западу от пос. Рудная Пристань и находится на соседним с поселением Рудная Пристань 18-метровом мысу в 220 м от раскопа последнего. На некрополе на вскрытой раскопами поверхности площади 2180 кв.м. исследовано 4 курганных насыпи и 88 погребений. По типу могильник относится к курганным. Четыре кургана были прямоугольными, могильные насыпи – овальными. На площади раскопа зафиксировано 75 ямных захоронений, 3 погребения на горизонте, 10 подхоронений в насыпь.

Могильные ямы составляли ряды, тянувшиеся с северо-востока на юго-запад. Могилы ориентированы запад-восток. Могилы трех форм: подпрямоугольной (прямоугольной), трапециевидной, круглой.

Умерших хоронили по способу кремации, ингумации, кенотафов. Прослежены кремации трех типов: 1) в могильной яме; 2) на стороне с последующим захоронением в могильной яме; 3) на месте с последующим возведением насыпи.

Для кремаций в могильной яме характерны: а) могильная яма размерами в полный рост человека, глубиной до 50-80 см от древней поверхности прямоугольной или трапециевидной в плане формы; б) сгоревшая внутримогильная конструкция в виде ящика с плоской крышкой из горбыля, снаружи обмазанного по щелям глиной; в) остатки костяка, часть которого сохраняет анатомический порядок; г) наличие в могиле кострища; д) определенное расположение погребального инвентаря: сосудов на крышке гроба в районе головы (в западной части могилы), пояса тюркского или амурского типов в районе таза, обувных украшений в восточной части могилы. Все вещи имеют следы огня. В качестве топлива использовался торф из близлежащего тетюхинского торфяника

Для кремаций на стороне с последующим захоронением в могильной яме или на горизонте характерны: а) могильные ямы небольшого размера, более мелкие, чем при кремации в могиле; б) менее четкая форма могильных ям из-за постепенного истлевания деревянных конструкций и завала могильных стенок внутрь; в) скопление жженых костей в одном месте без анатомического порядка; г) отсутствие следов внутримогильных конструкций; д) расположение погребального инвентаря произвольное.

Для кремации на месте характерно большое неправильно формы глиняное прокаленное пятно (с остатками торфа) с многочисленными вкраплениями мелких жженых костей и погребального инвентаря со следами сильного огня.

Два погребения – кенотафы. Они небольшого размера – до 70 см в длину, неглубокие, подпрямоугольной формы, с несколькими фрагментами керамики в заполнении, без следов внутримогильного устройства и костей. Кенотафы входили в единый ряд с другими могилами [4].

Таким образом, на могильнике Монастырка-3 огонь являлся обязательной частью погребального обряда. Погребальный обряд на этом памятнике имел следующие особенности. Во-первых, все могилы имели каменные насыпи – курганы. Во-вторых, погребенные были уложены на спину в вытянутом положении, под ними настилали хворост. В-третьих, внутримогильные конструкции представляли собой плотно встроенные в могильные ямы деревянные ящики-гробы с плоской крышкой и дном; щели между досками тщательно замазаны глиной. В-четвертых, после закрытия гроба крышкой его поджигали и вскоре засыпали землей.

По мнению С.П. Нестерова после совершения захоронения умершего в неглубокой могиле в деревянном ящике-гробу, яма какое-то время оставалась открытой. Об этом свидетельствует тщательная замазка щелей гроба глиной. Такой обычай объясняется стремлением живых избавится от запаха тления, который исходил из незасыпанных могил. Предполагается, что монастырские могилы стояли открытыми не менее одного года. За это время труп успевал скелетироваться, после чего в могиле разводи костер, в огне которого сгорал гроб и кости, а также деформировался сопроводительный инвентарь. Степень сгорания в разных погребениях была неодинаковой. Иногда сохранялись кости ног, грудной клетки. Есть погребения, в которых кости практически не сохранились. Не дожидаясь пока все окончательно сгорит, сверху могилы забутовывали камнями. Преждевременная засыпка пылающей могилы приводила (без доступа кислорода) к обугливанию деревянных конструкций и костей скелета [9].

Популярные материалы:

История названия улиц Астрахани
До 1918 года Бакинская улица именовалась Второй Бакалдинской, параллельно ей было еще четыре Бакалдичских улицы. Происхождение этого названия чисто топографическое. В старину на месте этих улиц был глубокий овраг, и тот же Гмелин писал, ч ...

Система образования.
Как расширить систему образования и как сделать ее более качественной — вопрос наиваж­нейший: от того, каким вырастет сегодняшний школьник, зависит будущее и района, и города, и всей страны. За последние годы введены в строй школы №131,1 ...

Система понятий: традиция, обычай, праздник, обряд, ритуал
Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. я ...