Внешний облик

Страница 1

Вепсы принадлежат большой европеоидной расе, в которой подразделяются на восточнобалтийский антропологический тип беломоро-балтийской расы, с примесью уральской, в свидетельство этому у вепсов выделяют небольшой монголоидный налёт. Вепсы имеют небольшой рост, средний размер головы и лица, немного уплощенного, округлую мозговую коробку, низкое среднее по ширине лицо, низкий лоб, расширенную нижнюю челюсть, выступающие скулы, пониженное переносье при хорошо выступающем носе, с вогнутыми спинками, небольшой приподнятый кончик и основание носа, а также им свойственны небольшой рост бровей и бороды. Вепсам характерны светлые прямые волосы, светлые, немного зауженные с небольшой складкой верхнего века глаза.

По антропологическим свойствам можно выявить, что наиболее тесно общались между собой Прионежские и Белозерские вепсы. Ещё больше о этой народности можно узнать, изучая материальную и духовную культуру этноса, а именно их внешнюю особенность – одежду. Однако о самом древнем одеянии Веси известно не так уж много, например первые упоминания об особенностях обличения веси, относящиеся к 10-13 веку, можно найти только в археологическом свете и в письменном виде из рассказов иностранцев, приплывавших на землю Веси для торговых и научных целей, но, как правило, они уделяли внимание в большей степени на ткани и украшения.

Так, например, в сообщении Абу Хамида ал-Гарнати говорится о том, что для изготовления зимней одежды Вису (Весь) использовали мех домашних и диких животных: «А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу…».

В основном для изготовления одежды Вепсы использовали лен, коноплю и овечью шкуру. Материал изготавливали в домашних условиях на ткатском станке и использовали только два способа плетения: полотняное и саржевое. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке или же ткали на дощечке.

Во время изучения курганных могильников А.М. Леневским были сделаны некоторые выводы о древневепсской одежде: «Верхняя одежда мужчин и женщин шилась из сукна, обычно бурого цвета. Но бывали сукна и красноватого тона, возможно, это результат окраски сукна из белой шерсти. Женщины опоясывались плетёными поясками… Применялось также белое, очень тонкое полотно». Из упоминания об известном торговом пути «из Варяг в Греки» было известно, что некоторая Весь использует шелк, этому есть подтверждение из изучения могильников, в которых исследователи находили лоскуты сиреневого шёлка с золотой вышивкой.

Теперь становится известно, что среди женщин средневековой Веси и вплоть до 19 века господствовал поясной комплекс одежды, этому находится доказательство из раскопок могильника Гайгово на Ояти. Обнаруженные фрагменты шерстяных тканей были расположены ниже пояса и представляли собой частицы поясной одежды. Наряду с этим также была распространена накидка – плащ, это доказывают найденные в могильниках многочисленные парные фибулы, металлические застежки, выступающие в роли укрепления и украшения.

Украшения вепсянки носили на груди, поясе и руках, которые были как местного так и иноземного происхождения. Из истории известно, что мода, начиная с средневековья, очень быстро менялась. Так, например, в 10 веке обязательным элементом женского облика были железные, бронзовые или стеклянные гривны из Финляндии и Прибалтики, бусы из сердоликовых, стеклянных и пастовых глазчатых бусин, массивнее бронзовые браслеты и парные фибулы, украшенные подвесками-уточками, бубенчиками и ножами в ножнах. Уже в 11 веке увеличивалось число украшений, выполняющих утилитарные функции: копоушки, или по-другому уховертки, кресала для высекания огня, ключи-амулеты. Особое положение занимали шумящие подвески в виде птиц и животных, отгоняющих злых духов. В 12 веке под влиянием славян в Веси приходит новое украшение для головы – бронзовые и серебряные височные кольца. В 13 веке многочисленные украшения сменяются шумящими изделиями конической формы: привески, браслеты, бусы с припаянными кружочками и височные кольца. В целом, по мнению исследователей, женщины средневековья использовали меньше украшений, чем прежде.

У мужчин главным элементом был кожаный пояс, украшенный железными или медными пряжками, концы которого оформлялись кольцом и пряжкой. На поясе, именно с правой стороны, носили ножы. Ворот мужских рубах закрепляли с помощью застёжек со спирально скрученными концами.

С течением времени, а именно в конце18 века на вепсский костюм оказала влияние русская национальность и городская близость, и поэтому в основном костюмы сохранили только свою повозрастную окраску, украшения и головные уборы. Теперь можно рассмотреть каждый костюм по отдельности.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца. Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила ...

Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Паспорт социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса. Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...

Основные концепции формирования белорусского этноса
Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил ...