Внешний облик

Страница 2

Начиная с конца 18 века в основу традиционного мужского костюма вепсов входила рубаха, которая шилась из домотканого холста. Рубаха имела туникообразный покрой и не требовала особых усилий в изготовлении: полотнище ткани перегибалось через плечи, на перегибе делалось отверстие для головы, к основе ткани пришивались прямые рукава, под них подкладывали ластовицы (четырехугольные вставки под мышками). Такая рубаха имела на груди прямой или косой разрез и воротник- стойку, обычно красилась в красный или синий цвет, также была из пестряди в сине-белую клетку. Туникообразные рубахи мужчины носили навыпуск, подпоясывая плетеным, вязаным или кожаным поясом. А во время работы сверху на них одевали балахоны, сшитые из белого грубого холста. На свадебные церемонии женихам венчальные рубахи шили и вышивали невесты, а у южных вепсов - их крестные матери. Эту одежду украшали богатым орнаментом, который вышивали красными хлопчатобумажными нитями по подолу, вороту и рукавам, а под рукава вшивали кумачовые ластовицы.

Мужской поясной одеждой вепсов были нижние и верхние домотканые штаны белого цвета, с узким шагом на талии, которые затягивались шнурком, продернутым в верхней кромке. Но самыми красивыми у вепсов были венчальные штаны, которые по покрою не отличались от будничных, они также шились из белого тонкого сукна, но только по низу украшались широкой орнаментальной полосой, вышитой красными нитями или разноцветными ленточками и бахромой.

Со второй половины XIX века начинается обильное влияние города на внешний облик вепсов. Например, в мужской поясной одежде, при пошиве верхних штанов используются ткани фабричного производства темного или серого цвета. А уже в начале XX века появляется новый вид верхних штанов - узкие суконные брюки с разрезом и застежкой на пуговицах спереди. Традиционный праздничный костюм перевоплощается в парный и тройной комплект, одевающийся с рубахой-косовороткой из ситца или кумача.

Верхняя мужская одежда вепсов представлена несколькими видами. Летним был кафтан, сшитый из серого или темного сукна или полусукна. Кафтан имел халатообразный покрой, а спина, полы и рукава были прямыми. Этот вид одежды шился без воротника и пуговиц, однако некоторые имели по одной пуговице, которая находилась у шеи. Зимним видом одежды была шуба и тулуп. Шуба шилась прямой, из овечьих шкур, и никогда сверху не покрывалась сукном.

Овчинный тулуп наоборот делался с воротником, а сверху крылся черной или синей материей.

Такой тулуп подпоясывался красным кушаком с кистями на концах. Следует отметить, что вепсы подвязывали запах правой полой на левую.

С течением времени зимняя верхняя одежда мужчин пополняется полушубком с отрезной спинкой и пришитым к ней сборчатым низом.

Головным убором в зимнее время года были заячьи или овчинные ушанки.

В более тёплое время года вепсы носили шапки с плюшевыми конусообразными ободками, а также покупные фуражки c козырьком. Свадебная фуражка жениха отличалась особыми украшениями: нашитой поверх тульи «звездой» из разноцветных лент или тряпочек, а также прикрепленной к околышу лентой с бантами и пуговицами. Хочется отметить, что мужчины вепсы стригли волосы «кружком»и делали они это обломком косы. Не смотря на всё более сильное влияние русских народностей на вепсов, мужчины сохранили своеобразный этнический колорит - шейный платок.

Основой женской одежды был сарафанный комплекс, в который входили: рубаха, душегрейка, шугай, передник, сарафан, заимствованный от русских. Основным типом был сарафан, сшитый из 4-5 полотнищ домотканого холста, собранных на обшивке, с узкими длинными лямками и небольшим разрезом на груди. К его подолу пришивалась оборка. Будничный сарафан имел окраску синего цвета, а праздничный шился из ярких покупных тканей - ситца, шелка, кашемира, гаруса. Женской рабочей одеждой были летники из белого грубого холста, очень напоминающие мужские балахоны.

Сарафан одевался на рубаху, которая состояла из двух частей: станушки - нижней части, сшитой из четырех полотнищ домотканого грубого белого холста, и рукавов, изготовленных из фабричных тканей (ситца, кумача, ластика). Рукава кроились широкими, пришивались к вороту, а у локтя собирались в мелкую сборку. Под рукава подшивались ластовицы квадратной или ромбовидной формы.

Ворот спереди застегивался на одну пуговицу, делался круглым или четырехугольным, со сборками и обшивался бейкой. В зависимости от возраста женщины подол рубахи украшался определенным геометрическим орнаментом. Праздничные рубахи отличались особенной вышивкой, поэтому женщины одевая их более двух, стремились показать орнаментальное полотно, убирая подол сарафана. Однако наряду с сарафанным комплексом у вепсянок были распространены и льняные юбки, украшенные растительными узорами, которые одевались поверх вышитых рубах. Также юбки шились из домашнего полотна. Они были прямого кроя и имели две длинных завязки, которые дважды обвив талию, завязывались спереди. Следует упомянуть, что у женщин этой народности был свой особенный вид одеяльной юбки.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Общее представление о суевериях
Психология человека и суеверие Многие психологи утверждают, что человек придумал три мифа. И один из них – миф о том, что где-то за человека уже кто-то решил его дальнейшую жизнь и расписал ее по пунктам, следовательно, от самого человек ...

Этногенез и его основные факторы
Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимо ...

Классификация самоваров
До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального ...