О чести и достоинстве горцев
У Магомед-Эфенди Османова — автора дореволюционного периода есть стихотворение, которое так звучит:
Не теряй мужчина чести,
Не сберег ее,— беда.
Честь — цветок, на грязном месте
Не цветущий никогда.
Здесь уздень, в чести сила,
Честь оружие и броня,
А без чести могила
Для джигита-узденя.
- «Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство потерял»,—писал Э. Капиев. Расулу Гамзатову принадлежат слова: «В горах старики и выше всех вершин Востока считают собственную честь».
«Чем жить без чести,— говорят горцы,— лучше принять смерть».
Уважение старшего
У народа, не уважающего старость, нет будущего.
У всех народов в обычаях и традициях утверждалось незыблемое правило: уважать старшего. Древнегреческий географ и историк (I в. до н. э.) Страбон пишет, что у далеких предшественников дагестанцев — албанцев «обязанность жреца исполняет самый уважаемый человек после царя . Старость у албанцев в чрезвычайном почете и не только родителей и прочих людей». Как видно обычай — уважение старшего — это древняя традиция у всех дагестанцев. В Дагестане после обычая гостеприимства он считается вторым и наиболее значительным. Каждый житель Страны гор считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. Это не слепое, а глубокое признание авторитета человека, много прожившего, много испытавшего. В то же время оно предполагало уважение и национального достоинства народа. Справедливость, равенство прав и учет интересов людей, независимо от занимаемого положения, доверие, чуткость, вежливость, деликатность, скромность — все это соединялось в простой, казалось бы, традиции — уважение старости.
Для горцев старшее поколение всегда было живой памятью народа. В народе говорили: «умирает старый — в доме пусто, умирает малый — в сердце пусто». Поэтому считали их людьми большого самообладания и мудрости, и в трудное, критическое время обращались к ним за советом. У курушцев даже существовал обычай, если не с кем посоветоваться, люди должны были идти на поклон к большому валуну и получить ответ. Народное изречение гласит: «коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет». Во многих аулах, где не было старожилов, люди считали себя осиротевшими, полагая, что с уходом стариков из жизни не с кем посоветоваться. Это действительно печаль, когда из жизни уходят люди, известные своей честностью и рассудительностью. К сожалению, в Дагестане из-за отсутствия национальных архивных и книжных фондов почти неоткуда брать материал для обогащения представления о духовно-нравственных началах наших предков. Зато существует возможность встречаться со старожилами и записывать легенды, предания, песни, старинные адаты, собирать документы, редкие книги и рукописи. В них, кстати, можно обнаружить и множество неизвестных примеров об уважительном отношении к старшим. Ведь мы не должны забывать, что в Дагестане проживает свыше трех десятков народностей и этнических групп, каждая из которых по-своему выражает уважение и почтение к пожилым людям. Если бы удалось собрать такой материал, можно было бы составить интересную, поучительную книгу, своеобразный народный учебник.
Популярные материалы:
Знаменитый туляк Андрей Денисович Виниус
Стоял у истоков железоделательного производства на тульской земле. Приехал в Россию в 1627 г. из Голландии. По примеру отца вел торговлю хлебом с Россией. Получив в феврале 1632 г. жалованную грамоту, приступил к строительству первых в Ро ...
Символика льна в народных песнях
Люди возделывали лен еще в Эгейский период. На территории современной России он известен со 2 тысячелетия до н.э. «Лен 2000 лет до н.э. культивировали славяне из Вологды – при раскопках свайного поселения на р. Модлоне в Вологодской облас ...
Школа
В 1949 было начато и в 1952 завершено строительство двухэтажного деревянного здания школы. Но в январе 1954 года со школой случилась беда- от неосторожной топки печей она сгорела. Директор леспромхоза Бородинов, собрав всю волю и скудные ...