О чести и достоинстве горцев
У Магомед-Эфенди Османова — автора дореволюционного периода есть стихотворение, которое так звучит:
Не теряй мужчина чести,
Не сберег ее,— беда.
Честь — цветок, на грязном месте
Не цветущий никогда.
Здесь уздень, в чести сила,
Честь оружие и броня,
А без чести могила
Для джигита-узденя.
- «Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство потерял»,—писал Э. Капиев. Расулу Гамзатову принадлежат слова: «В горах старики и выше всех вершин Востока считают собственную честь».
«Чем жить без чести,— говорят горцы,— лучше принять смерть».
Уважение старшего
У народа, не уважающего старость, нет будущего.
У всех народов в обычаях и традициях утверждалось незыблемое правило: уважать старшего. Древнегреческий географ и историк (I в. до н. э.) Страбон пишет, что у далеких предшественников дагестанцев — албанцев «обязанность жреца исполняет самый уважаемый человек после царя . Старость у албанцев в чрезвычайном почете и не только родителей и прочих людей». Как видно обычай — уважение старшего — это древняя традиция у всех дагестанцев. В Дагестане после обычая гостеприимства он считается вторым и наиболее значительным. Каждый житель Страны гор считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. Это не слепое, а глубокое признание авторитета человека, много прожившего, много испытавшего. В то же время оно предполагало уважение и национального достоинства народа. Справедливость, равенство прав и учет интересов людей, независимо от занимаемого положения, доверие, чуткость, вежливость, деликатность, скромность — все это соединялось в простой, казалось бы, традиции — уважение старости.
Для горцев старшее поколение всегда было живой памятью народа. В народе говорили: «умирает старый — в доме пусто, умирает малый — в сердце пусто». Поэтому считали их людьми большого самообладания и мудрости, и в трудное, критическое время обращались к ним за советом. У курушцев даже существовал обычай, если не с кем посоветоваться, люди должны были идти на поклон к большому валуну и получить ответ. Народное изречение гласит: «коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет». Во многих аулах, где не было старожилов, люди считали себя осиротевшими, полагая, что с уходом стариков из жизни не с кем посоветоваться. Это действительно печаль, когда из жизни уходят люди, известные своей честностью и рассудительностью. К сожалению, в Дагестане из-за отсутствия национальных архивных и книжных фондов почти неоткуда брать материал для обогащения представления о духовно-нравственных началах наших предков. Зато существует возможность встречаться со старожилами и записывать легенды, предания, песни, старинные адаты, собирать документы, редкие книги и рукописи. В них, кстати, можно обнаружить и множество неизвестных примеров об уважительном отношении к старшим. Ведь мы не должны забывать, что в Дагестане проживает свыше трех десятков народностей и этнических групп, каждая из которых по-своему выражает уважение и почтение к пожилым людям. Если бы удалось собрать такой материал, можно было бы составить интересную, поучительную книгу, своеобразный народный учебник.
Популярные материалы:
Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма.
Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...
Пушной промысел Красноярского уезда17
века
Одной из причин проникновения русского населения вглубь Сибири было освоение промысловых угодий и освоение торговых путей на север и восток страны. Промыслы были развиты в Красноярском уезде в XVII в. В первую очередь это пушной промысел ...
Этнические процессы ХХ века
Динамика численности населения на протяжении всего XX столетия отличалась еще большей интенсивностью. Население Земли выросло более чем на 3 млрд человек, или практически в 3 раза. При этом быстрее всего росло население Латинской Америки ...