О чести и достоинстве горцев

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » О чести и достоинстве горцев

Страница 1

У Магомед-Эфенди Османова — автора дореволюционного периода есть стихотворение, которое так звучит:

Не теряй мужчина чести,

Не сберег ее,— беда.

Честь — цветок, на грязном месте

Не цветущий никогда.

Здесь уздень, в чести сила,

Честь оружие и броня,

А без чести могила

Для джигита-узденя.

- «Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство потерял»,—писал Э. Капиев. Расулу Гамзатову принадлежат слова: «В горах старики и выше всех вершин Востока считают собственную честь».

«Чем жить без чести,— говорят горцы,— лучше принять смерть».

Уважение старшего

У народа, не уважающего старость, нет будущего.

У всех народов в обычаях и традициях утверждалось незыблемое правило: уважать старшего. Древнегреческий географ и историк (I в. до н. э.) Страбон пишет, что у далеких предшественников дагестанцев — албанцев «обязанность жреца исполняет самый уважаемый человек после царя . Старость у албанцев в чрезвычайном почете и не только родителей и прочих людей». Как видно обычай — уважение старшего — это древняя традиция у всех дагестанцев. В Дагестане после обычая гостеприимства он считается вторым и наиболее значительным. Каждый житель Страны гор считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. Это не слепое, а глубокое признание авторитета человека, много прожившего, много испытавшего. В то же время оно предполагало уважение и национального достоинства народа. Справедливость, равенство прав и учет интересов людей, независимо от занимаемого положения, доверие, чуткость, вежливость, деликатность, скромность — все это соединялось в простой, казалось бы, традиции — уважение старости.

Для горцев старшее поколение всегда было живой памятью народа. В народе говорили: «умирает старый — в доме пусто, умирает малый — в сердце пусто». Поэтому считали их людьми большого самообладания и мудрости, и в трудное, критическое время обращались к ним за советом. У курушцев даже существовал обычай, если не с кем посоветоваться, люди должны были идти на поклон к большому валуну и получить ответ. Народное изречение гласит: «коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет». Во многих аулах, где не было старожилов, люди считали себя осиротевшими, полагая, что с уходом стариков из жизни не с кем посоветоваться. Это действительно печаль, когда из жизни уходят люди, известные своей честностью и рассудительностью. К сожалению, в Дагестане из-за отсутствия национальных архивных и книжных фондов почти неоткуда брать материал для обогащения представления о духовно-нравственных началах наших предков. Зато существует возможность встречаться со старожилами и записывать легенды, предания, песни, старинные адаты, собирать документы, редкие книги и рукописи. В них, кстати, можно обнаружить и множество неизвестных примеров об уважительном отношении к старшим. Ведь мы не должны забывать, что в Дагестане проживает свыше трех десятков народностей и этнических групп, каждая из которых по-своему выражает уважение и почтение к пожилым людям. Если бы удалось собрать такой материал, можно было бы составить интересную, поучительную книгу, своеобразный народный учебник.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Коляда
В святочный период проходила Коляда, старинный языческий обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древних славян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры ...

Селение Черниково.
Начало истории Калининского района ухо­дит в конец XVI века, когда было основано селе­ние Черниково. Своим названием селение обязано боярскому сыну Ивану Черникову-Онучину, уроженцу Нижнего Новгорода, который вместе с из­вестным государст ...

Пушной промысел Красноярского уезда17 века
Одной из причин проникновения русского населения вглубь Сибири было освоение промысловых угодий и освоение торговых путей на север и восток страны. Промыслы были развиты в Красноярском уезде в XVII в. В первую очередь это пушной промысел ...