Семиотика украшений в костюме семейских Забайкалья и их функции, женские украшения

Форма и функциональная структура костюма взаимосвязаны.

В функциях костюма отражаются моральные, эстетические взгляды семейских Забайкалья. Необходимо выделить те функции костюма, которые доминировали в эстетике идеационального типа культуры.

§ Практическая функция (утилитарная). Костюм должен соответствовать своему назначению: предохранять от холода, жары и соответствовать условиям труда.

§ Защитная (оберегательная) функция. Каждый элемент костюма, одежды нес определенную оберегательную функцию. Чаще всего оберегом служила вышивка, которая содержала магические элементы и символы. Украшения в женском костюме (бусы, браслеты) способны защитить от различных бед.

§ Религиозно-магическая (оздоровительная) функция. Люди с древнейших времен старались уберечь себя от болезней, пытались сохранить свой жизненный тонус, энергетическое поле от внешних воздействий. Люди стали пользоваться различными оберегами (из металла, камней), которые охраняли, оздоравливали душу и тело.

§ Информационная (знаковая) функция. Костюм семейских Забайкалья дает знание о нравах, поведенческих стереотипах, мировоззрении семейских. Несет информацию через знаки и символы костюма.

§ Эстетическая функция. Основная функция костюма семейских – декоративная, связанная с эстетическими идеалами красоты семейских Забайкалья. Орнаментальная вышивка, богатая красочная гамма представляют большой интерес в изучении костюма.

§ Синтетическая (целостная) функция. Функция, позволяющая рассмотреть каждую часть костюма в единой, цельной взаимосвязи, которая собирает в единое целое декоративные, знаковые, утилитарные, религиозно-магические особенности.

Таким образом, делая вывод, необходимо отметить основную функциональную структуру, которая доминировала в эстетике национального типа культуры.

Важным дополнением женского наряда были украшения: бусы из янтаря, речного жемчуга, перламутра, шейное украшение – жарелок.[33]

В ушах носят длинные серьги, шею обвивают целыми рядами бус, на руках позаимствованные у бурят и монголов медные браслеты. Для семейских характерно изобилие украшений. Ношение колец и перстней было широко распространено. По словам М.Ивановой из Захарово (80 лет) носила перстень-печатку, чтобы при дойке коровы «рука лучше владела». Печатки[34] семейских по форме и узорам на них имеют большое сходство с бурятскими кольцами-печатками. Старухи носили браслеты, которые якобы облегчали работу в поле. «Без колец и коров не доили» - говорили семейские женщины. Бусы носили в большом количестве и молодые и старые женщины, особенно по праздникам (до 20 нитей). Ожерелье из бус называлось монисто, корольки. Особенно ценились бусы из янтаря, жемчуга.

Жемчуг покупали в лавках и у торговцев, развозивших товар по деревням. На металлической цепочке носили медный или серебряный крест (поверх рубахи).

Бисерные украшения дополняют костюм семейной женщины. Пояски из бисера подвешивалась к очелью кички и выпускалась на лоб. Каждая семейская женщина умела делать низанные бисерные пояски и решеточки. Чем больше бисерных полосок-решеточек было пришито к кичке, тем она была богаче и красивее. Бисерные решетки, плетенные как и пояски носили в качестве нагрудного украшения, завязывая на шее сзади. Носили их молодые и пожилые женщины. «Богатство и красота наряда определяются количеством надетых бус и других украшений».

В настоящее время многие украшения вышли из моды, но не все.

Л.В.Кафка,[35] говоря о любви русских украшать костюм, пишет, что «нечего говорить уже о таких украшениях, как цепи, серьги, перстни, монисты, без которых вообще трудно представить себе русскую женщину или девушку».

Таким образом, делая вывод, необходимо отметить, что оригинальные ювелирные и бисерные украшения являются неотъемлемой частью народного костюма и придают ему декоративную законченность, своеобразие.

Популярные материалы:

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...

История народов Самарского Поволжья
самара этнический народ город Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или ...

Мотивы пленопродавства в южнороссийских казачьих песнях
В XVIII - первой половине XIX века пленопродавство играло значимую роль в жизни Османской империи (в этот период контролирующей частично Северное Причерноморье), крымских татар, и северокавказских горцев, все больше включая в сферу своего ...