Практическая деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере в середине XIX – начале XX вв.

Материалы » Формы и методы деятельности органов местного самоуправления Ставропольской губернии » Практическая деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере в середине XIX – начале XX вв.

Страница 1

Проблемы социальной сферы всегда находились под пристальным вниманием местного самоуправления. Но не всегда они могли решаться так, как того хотелось бы. Это зависело от политики правительства и, что немаловажно, от финансовых возможностей, которые у местного самоуправления практически всегда весьма ограничены. В этом отношении городское самоуправление было в более выгодном положении, поскольку оно имело в своём распоряжении предприятия, людей имевших возможность привлечь средства государства, а также большую заинтересованность зажиточной, чиновничьей и интеллигентной части населения, стремившейся дать своим детям соответствующее образование.

Реформы 60-70-х годов XIX века предъявили повышенные требования к системе образования, которое было одной из самых отсталых сфер Российского государства. Необходимо было ликвидировать неграмотность, создать более четкую систему образования и подготовки учителей.

После принятия Положения о школьной реформе стала значительно быстрее развиваться сеть школ. Правительство больше стало предъявлять требований к сельским и городским общественным управлениям за состояние просвещения. Сельские общества, по решению сходов, часто под нажимом начальства, на собственные средства открывали начальные училища.

Развивающееся народное хозяйство Ставрополья нуждалось в квалифицированных кадрах. Это дало толчок для развития профессионального образования. Но не все могли получить образование, и в связи с этим по инициативе Ставропольской городской думы в 1878 году было создано «Общество для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе». На Ставрополье также существовали уездные благотворительные общества

Земство отводило вопросам народного образования одно из главных мест и выдвигало эти вопросы на первый план. Народная школа почти всюду сделалась центральным пунктом внимания земств. Быстрый рост школ, вновь возникающие нужды образования заставляли земство неустанно изыскивать средства и способы удовлетворения потребностей просвещения. В целях помощи уездным земствам в школьно-строительном деле губернское земство предполагало учредить особый фонд для выдачи ссуд на постройку школ.

В губернии также развивалось и внешкольное образование. При организованных народных домах и библиотеках управой открыты были воскресные вечерние школы для взрослых.

Для Ставропольской губернии, при неприязненном отношении крестьян к земству, проведение земством просветительных мероприятий было особенно важно. Благодаря действиям органов местного самоуправления в селах стали открываться школы, как начального, так и среднего звена. Население стало понимать необходимость обучения, его совершенствование. На должном уровне было поставлено внешкольное образование. Но, к сожалению, намечавшиеся планы в условиях войны осуществить не удалось. Их реализация была перенесена на послевоенное время. Земские органы за короткое время своего существования проявили себя способными четко улавливать потребность населения в просвещении и принимать меры для развития образования.

Во второй половине XIX века медицинское обслуживание сельского населения находилось на очень низком уровне. Всего по штатному расписанию в 1870 году в Ставропольской губернии имелось два сельских окружных врача в Ставропольском уезде и по одному врачу в Пятигорском и Новогригорьевском уездах, четыре повивальные бабки и 25 участковых фельдшеров. На одного фельдшера приходилось около 7000 жителей, чтобы попасть к фельдшеру или врачу, нередко нужно было преодолевать десятки километров по бездорожью. Поэтому население многих населенных пунктов к ним не обращалось. В связи с этим 17 февраля 1897 года правительство приняло решение о новом положении о сельско-врачебной части Ставропольской губернии.

Сельское население губернии понимало ту большую пользу, которую приносит медицинская служба. Свидетельством является то, что в губернии наблюдалось быстрое увеличение сети фельдшерских волостных пунктов.

С первого года земской жизни губерния делает очень крупный шаг в деле улучшения помощи больным. Число врачей увеличивалось, число врачебных участков росло. Но, в связи с быстрым ростом населения губернии, около 441 тысячи населения Ставропольской губернии проживали на расстоянии более 10 верст от врачебных пунктов. Такое положение отрицательно сказывалось на полноценной медицинской помощи всему населению губернии. В связи с этим земство наметило широкую программу преобразований.

Так, Ставропольское уездное земское собрание постановило руководствоваться в организации медицинской помощи следующими принципами: доступность земской медицины, амбулаторной и стационарной; бесплатная медицинская помощь; посильность работы медицинского персонала; улучшение общественной санитарии и гигиены; коллегиальность ведения медицинского дела.

Во время Первой мировой войны для Ставропольского земства одним из главных вопросов являлась забота о госпиталях на территории губернии. Ни в один военный год здравоохранение не получило в полной мере планируемые ему средства, так как земство испытывало огромную нужду в средствах.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Общественный строй
Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и про ...

О развитии высшего образования в РБ
История высшего образования в Башкортостане началась в 1909 г. с открытия Учительского института, который в 1919 г. был преобразован в Институт народного образования со следующими факультетами: физико-математический, социально-исторически ...

Хозяйственно-культурная характеристика
Экономика Эстонии Эстония – индустриально-аграрная страна. На сегодняшний день национальная экономика базируется на транзите, обслуживании финансовых потоков и туризме. Наиболее важный природный минеральный ресурс Эстонии – горючие сланц ...