Пуштунское население Пакистана

Материалы » Пуштунское население Пакистана

Страница 2

Периферийное, пограничное положение пуштунского ареала оттенялось тем обстоятельством, что лозунги создания Пуштунистана в 40–70-х годах прошлого столетия активно поддерживало правительство Афганистана. Афгано-пакистанские споры и противоречия, связанные со статусом пуштунского ареала, особенно района племен, не раз приводили к пограничным конфликтам, а в 1961–63 гг. – к разрыву дипломатических отношений.

Геополитическая периферийность пуштунского региона заставила управляющую элиту Пакистана обратить на него особое внимание. Но оно ограничилось в основном лишь включением представителей верхов традиционного пуштунского общества в состав правящего класса. Сама конфигурация последнего претерпела уже в 50-х годах существенные изменения – выходцам из Северной Индии (т.н. мухаджирам) пришлось потесниться, предоставив пуштунам место главных партнеров панджабцев в деле управления страной. Особенно значительной оказалась доля пуштунов в высшем генералитете, который образовал с гражданскими чиновниками доминирующий военно-бюрократический тандем.

Раскол страны в 1971 г. с образованием на месте ее восточной провинции независимого государства Бангладеш укрепил центральное внутриполитическое положение Панджаба, а также союз между панджабской и пуштунской элитами. Однако экономическое и социальное развитие страны в течение двух последних десятилетий шло медленно, не поспевая за быстрым демографическим ростом. На итогах хозяйственной и культурной эволюции отрицательно сказалась также милитаризация экономики, вызванная широким и разнообразным участием Пакистана в военно-политическом противостоянии сил в соседнем Афганистане.

Пуштунский ареал оказался одним из тех районов страны, которые наиболее пострадали от последствий ее превращения в «прифронтовое государство» и наименее продвинулись по пути экономических и социокультурных перемен.

За 80–90-е годы в экономике СЗПП и других пуштунских регионов не наблюдалось заметных структурных сдвигов. Основными занятиями населения оставались сельское хозяйство и торговля. Доля горожан в пуштунском ареале за период между переписями 1981 и 1998 г. почти не выросла. Зато увеличился и достиг 27% удельный вес тех, кто не имел на момент переписи постоянной работы. Только 37% взрослого населения, относимого к рабочей силе, а это в основном мужчины, включая мальчиков старше 10 лет, имели какую-то сельскую квалификацию, а городские профессии получили лишь 8% .

Грамотность, хотя и выросла в СЗПП в 1981–98 гг. почти вдвое, но охватила лишь чуть более трети жителей. Исключительно низка она среди женщин (менее 20% в СЗПП и менее 10% в районе племен).

Если к бедному населению в Пакистане в целом относят почти 40%, то в пуштунском ареале к нему принадлежит почти две трети. Пополнить доход позволяют отхожие промыслы, такие как работа в богатых странах Аравии (Персидского залива), а также в крупных городах других провинций Пакистана и служба в армии.

Увеличивают доходы крестьянства посевы опийного мака, запрещенные властями. В районе племен запреты малодейственны, но там до недавнего времени занимались, в силу природных условий, не столько выращиванием мака, сколько переработкой в героин ввезенного из Афганистана сырья. Главные доходы от наркотиков имеют крупные торговцы и дилеры. К их числу относят представителей верхушки ряда племен, в частности афридиев.

Еще один важный источник незаконного дохода – ввоз и торговля контрабандными товарами. Они доставляются на знаменитые пуштунские рынки Ланди-Котал и Бара нередко самым примитивным способом (на спинах людей) через пустынные районы Ирана и Афганистана.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Великое княжество Литовское – колыбель белорусского этноса
Существенные изменения произошли в Восточной Европе в результате монгольского нашествия, которое прервало последовательный процесс развития древнерусской цивилизации. На протяжении 1237–1239 гг. монголы завоевали Северо-Восточную Русь и Ч ...

Обряд "Вязания колодки", бытовавший в станицах верхней кубани
Старинный славянский многодневный праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица – единственный крупный дохристианский праздник, который не получил нового истолкования и не был приурочен к христианскому календарю[1]. Приходилась Масл ...

Героические традиции дагестанских народов
1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выко ...