Пуштунское население Пакистана

Материалы » Пуштунское население Пакистана

Страница 4

Особое политическое положение занимает зона племен. В той ее части, которая входит в Район племен федерального подчинения (FATA, FederallyAdministeredTribalArea), до сих пор запрещена деятельность общепакистанских партий и организаций. Там действует уголовное законодательство колониального времени. Право голоса на выборах в парламент долгое время имели лишь вожди и старейшины племен. Это правило было отменено впервые в ходе предпоследних выборов 1997 г. К участию были допущены все граждане, но явка оказывалась и тогда, и в 2002 г. весьма низкой. К тому же сохранилось положение, при котором все кандидаты выступают как независимые.

Вместе с тем в районе племен (прежде всего в Хайберском агентстве) действуют свои политические организации. Наибольшей поддержкой пользовалась там в последние годы религиозная партия «Техрик-и-иттехад-и-улама-и-кабаил» (Движение единства улемов района племен). Определенные позиции сохраняла и левонационалитическаяпартия «Пуштунхвакаумипарти» (Пуштунская национальная партия, лидер – ЛатифАфриди).

Среди горцев области Малаканд влиятельной была возглавляемая воинствующим исламистом Суфи Мухаммадом организация «Техрик-и-нифаз-и-шариат-и-мухаммади» (Движение за установление мусульманского закона). В 1994–95 гг. она организовала массовые выступления и добилась от властей согласия на введение норм шариатского права в Малаканде.

В ходе войны с талибами в сентябре-декабре 2001 г. полоса племен на всем ее протяжении, а также пуштунские районы Белуджистана были главной ареной массовых антиамериканских выступлений. Суфи Мухаммад набрал 10-тысячный корпус добровольцев и перебросил их в Афганистан для участия в войне на стороне движения «Талибан».

Однако политические симпатии горных пуштунов обычно не отличаются постоянством. Разгром талибов и отрядов бен Ладена уменьшили число и энтузиазм их сторонников. Родственники посланных в Афганистан добровольцев провели митинги с требованиями их возвращения, что в основном и удалось сделать. Центральные власти добились осуждения Суфи Мухаммада на три года тюрьмы и запретили его организацию.

Перспектива получения крупных денежных премий за выдачу вождей исламистских сил, недавно еще контролировавших большую часть Афганистана, привела к сотрудничеству вождей и старейшин ряда племен с организаторами международной антитеррористической операции. Вместе с тем их лояльность требуется постоянно подпитывать денежными вливаниями. Часть полосы племен по обе стороны от «линии Дюранда» (демаркированной на картах горной границы между Пакистаном и Афганистаном) несомненно превратилась в прибежище для уцелевших лидеров талибского движения и руководства «Аль-Каиды». Играют роль при этом и традиционные законы пуштунскогогостеприимства, и солидарность с братьями-мусульманами, и деньги, которыми те располагают, и ненависть к «неверным», вторгшимся на их территорию.

Наибольшую поддержку, судя по информации из печати (в частности, пешаварской газеты «Франтиер пост»), на пакистанской стороне границы талибы и аль-каидовцы могут получать в округах Бунер, Дир и других высокогорных районах области Малаканд, а кроме того, в пограничном с афганским Хостом районе Парачинар в округе Хангу агентства Куррам. Маловероятно, однако, чтобы на территории полосы племен возникли укрепленные районы и лагеря. Совещание старейшин племен в агентстве Баджаур уже в начале ноября 2001 г. приняло решение не допускать вооруженные группы на свою территорию. Аналогична позиция традиционной верхушки основных племен Хайберского агентства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Петропавловский собор
Собор св. Петра и Павла был построен в камне в 1712-1732 гг. по проекту Д. Трезини. Главным украшением собора является его многоярусная колокольня с высоким шпилем. Первоначально конструкция шпиля была деревянной. Только в 1857-1858 годах ...

Происхождение и история
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур тае ...

Эффективность реализации социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Праздник "Чага-Байрам". Среди многочисленных обрядов алтайского народа существует особый обряд, посвященный целебным источникам. Обряды, посвященные целебным источникам аржан суу, можно разделить на три этапа: подготовительный, ...