Архитектура

Страница 2

В России много старинных дворцов богаче дома Золотарева, но очень немногие дают, как этот, такое полное представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина. Сколько раз сменились за минувшие полтораста лет и моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.

Дом (точнее, городская усадьба) купца Золотарева стоит на замечательном, хотя и неприметном месте. Из его окон видны долина Оки, тихая Пушкинская улица (на нее выходят парадные комнаты), живописный овраг, корпуса присутственных мест, собор, церкви в зелени садов.

Эта усадьба (с 1922 г. в ней бессменно помещается Краеведческий музей) сохранила множество мелочей, нигде больше не уцелевших. Вероятно, нигде (кроме разве Ленинграда) нет уже больше старых фонарей у крылец, нигде нет булыжных мостовых с узором в крупную клетку.

Для своего времени (1806—1808) в доме нет ничего необычного: его формы типичны для архитектуры допожарной Москвы. Но как из одинаковых слов слагаются непохожие фразы, так из одних и тех же форм русского классицизма, к этому времени отточенных до совершенства, возникало бесконечное разнообразие.

Бесценные сокровища хранят интерьеры дома Золотаревых, полные барельефов и росписей. Это целый музей декоративного искусства. Здесь собраны почти все барельефы, встречающиеся в «маленьких дворцах» Москвы, уцелевших от пожара 1812 года: «Времена года», «Музыка», «Танец», античные мифы — и все это «в исполнении XVIII века».

Величие свершений советского народа запечатлено в ансамбле площади Победы, где горит Вечный огонь славы в честь калужан, погибших в суровые годы Великой Отечественной войны.

Редким памятником гражданского зодчества XVIII века являются Палаты Коробовых. Хорошо сохранилось до нашего времени архитектурный ансамбль бывших Присутственных мест, возведённый в конце XVIII века, и Гостиный двор с аркадами.

В Калуге много черт провинциализма именно в том смысле, что она не копировала столицу. Природный ландшафт Калуги нивелировался только в самых необходимых случаях. Не устраивали никаких набережных. С удивительным тактом сохранили овраг, он и сейчас остался одним из самых милых мест в городе. Зеленые спуски к реке, неровности рельефа — все это кажется естественным, но за этим стоит глубокая осмысленность художественного облика города.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Купцы и мещане: образ жизни
В «Вестнике императорского русского географического общества» за 1860 год опубликован большой и интереснейший очерк П. Воронова «Верховажский посад». Воронов делит верховажских купцов на две четкие категории. Первые – это богатые люди, из ...

История формирования города
Таналыково-Баймак основан в 1748 году как рудная база Кананикольского и Преображенского медьзаводов. С этого времени начинает упоминаться Таналыкский медный прииск. Название произошло от одноименной реки Таналык. Второе название - Баймак ...

Холодное оружие - как образец материальной культуры казаков
Оружие на Руси пользовался особым статусом - было произведением искусства, фамильной ценностью, символом войны, правосудия и чести. На Руси сабля известна с 9 века, она стала основным оружием в русской армии, и лишь в 19 веке ее заменила ...