Общественная роль старшего поколения

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » Общественная роль старшего поколения

Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия аксакалов — самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, Обычаев, нравов, обрядов. Ни один спор не решался без них, ни одно помилование или примирение не обходилось без их участия. Их авторитет и слово были непререкаемы.

Дагестанский джамаат — это сложный социально-политический организм с общинными традициями и держался он благодаря стараниям старшего поколения. Среди них было немало блестящих 20 ораторов, оказывавших этическое и нравственное воздействие на умы. Молодые люди постоянно испытывали на себе благожелательное влияние старшего в семье. Для них он был наставником и воспитателем. В свою очередь, старики встречали взаимное уважение и почтительность.

Путешественник XIX века И.Ф. Гаи с восхищением писал: «В наш век, когда в культурных странах молодые люди так мало уважают старших, весьма приятно видеть у этих «дикарей», с каким почетом молодежь относится к родителям и старшим вообще. Воля родителей для детей — священный закон, и если сын почему-то не может исполнить волю отца, то он сам налагает на себя руку».

Итак, по дагестанскому адату, уважение - одно из важнейших требований во взаимоотношениях. И не только к самим горцам, но и к представителям других наций. Живший в годы Кавказской войны в Дагестане и наблюдавший за обычаями и нравами дагестанцев, декабрист Бестужев-Марлинский' записал в своем дневнике об этом: «Кавказских горцев напрасно обвиняют в жестокости. Очень редко были примеры, чтобы они терзали попавших им русских даже в пылу «гнева или мести на самом поле сражения. У себя дома горец заботливо промочит раны пленного, «попотчует» бузой, разделит пополам черный чурек свой».

Проявлять доброту и внимание к старшим в Дагестане прививалось с младенчества.

Популярные материалы:

Социальное назначение праздников и обрядов
Праздники и обряды в первобытном обществе – своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Условно-символическая деятельность, предшествовавшая деятельности реальной или следовавшая ...

Кравивна
Долгое время в XVII в. бывший Крапивенский у. носил название Соловского, т. е. назывался по имени одной из рек, протекающих на его территории. В новом городе в 1636/37 г. было 2 посадских чел. и 270 ратных, в 1639/40 г. 258 ратных и казен ...

Новые направления национальной политики
Концепции национальной политики правительства Российской Федерации определяет: § сохранение целостности Российской Федерации; § равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его расы, национальности, языка, отношения к ре ...