Комплекс белорусского мужского национального костюма

Материалы » Белорусский национальный костюм » Комплекс белорусского мужского национального костюма

Страница 4

Постолы (поршни, ходоки) являлись, по сути, кожаными лаптями. Это старинная обувь, сшитая из куска яловой, свиной или телячьей сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком. Сшивалась такая обувь вощеными нитками.

В Минской области найдено больше всего поршней. Они были сделаны из одного куска кожи, края его загибались и получался носок, задники и бортики. Были поршни из двух кусков кожи. В некоторых в носовой части делались вырезы, в которые вплетались кожаные ремешки. Брестские поршни похожи на минские, но у них кроме вырезов на носке в результате нанесения прорезей и стягивания их шнурками получались ажурные узоры.

Была в употреблении и деревянная обувь (чуни, кандалы, деревянки). Они использовались на северо-западе Беларуси, но очень редко. Носились беднейшим слоем населения. Были полностью выдолбленными из дерева либо с кожаным верхом на деревянной подошве.

При большом достатке крестьяне могли позволить себе и кожаные туфли или сапоги (боты, чаравики), но и те надевали только по праздникам. Такая обувь была распространена лишь у очень богатых людей.

Боты состояли из двух частей – цельного верха и подошвы. Верх включал в себя одновременно головку, высокие бортики и задник. Под бортиком делались прорези, через которые проходил кожаный шнурок. Носок часто богато украшался вышитым орнаментом.

В XIX – начале XX века среди зажиточных крестьян была распространена валяная обувь (валенки). Валенки в основном носили на территории Восточной Беларуси. Изготовляли их обычно шаповалы, которые ходили зимой по деревням и работали дома у заказчиков. Для прочности валенки подшивали войлоком или кожей. Часто на них обували плетеные лапти.

Летом же не считалось зазорным ходить босиком.

Интерес представляет также производство обуви. Первичная обработка кожи заключалась в удаления с внутренней поверхности кожи мядры, a c внешней - волос. Для этого кожу промывали в воде, затем срезали мядру, выдерживали определенное время в пепле или растворе извести. После кожи опять промывали и ножом срезали волосы с внешней поверхности. Для полировки пользовались гладкими камнями. Для размягчения и удаления пепла и извести делали бучение и квашение. Широко использовалось дубление. Очищаемую кожу опускали вместе с растительными дубителями в чаны, заливали водой и выдерживали несколько месяцев. В качества дубильного вещества могла быть использована кора дуба, ивы, ели, березы, ольхи. После дубления кожи внутреннюю поверхность скоблили, чтобы выровнять ее толщину. Для придания эластичности ее жировали и тянули. Основным сырьем для кожевенного производства были кожи крупного рогатого скота. Все найденные куски кожи имели буровато-красный оттенок. Такой цвет могли получать посредством коры ивы, темно-коричневый - коры ели и березы, желтый и коричневый – коры ольхи. Черный цвет придавался путем добавления к коре ржавого железа. Две мастерской для обработки кожи выявлены в Полоцке. Одна была в слое XII века, вторая – XIII. Здесь найдено много шерсти, перемешанной с известью и обрезками кожи. Обрезки полоцкой кожи были черного и красного цветов. Спектральным анализам подтверждено употребление железа при окраске юфти. Есть фрагменты, промоченные дегтем. В слое начала XII века найдена часть бочки с остатками березового дегтя. Письменные источники сообщают про разные виды кожевенного товара (юфть, яловица, сафьян), разные виды кожаной обуви.

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы: