Комплекс белорусского мужского национального костюма

Материалы » Белорусский национальный костюм » Комплекс белорусского мужского национального костюма

Страница 1

Традиционный народный костюм (строй) - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя[2].

Костюм (от итал. costume - обычай, нравы) - определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. В понятие костюма входят платье (то, что покрывает непосредственно тело человека), обувь, головные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.). Основная функция одежды - защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды - это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию - украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы.

Традиционный народный строй белорусов имеет долгую историю развития. Специфические белорусские черты он приобрел в XIV-XVII веках, в период формирования белорусской народности. Считается, что после языка народная одежда – наиболее важная этническая примета. Строй белорусских крестьян целиком соответствовал тому эстетическому идеалу красоты, который прорисовывался в мелодии народной песни, звуках народных инструментов, пластике традиционного танца[3].

Основную часть повседневного мужского костюма составляли рубаха (кошуля), штаны (портки), безрукавка и пояс. В качестве верхней одежды бытовали кожухи, армяки, свиты и др.

Нижняя одежда

Нижняя одежда включала в себя рубаху (кашулю) и штаны (портки).

Традиционным материалом для изготовления одежды был лен. В любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли лен «божьей свечой». Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент[8].

Рубахи в большинстве своем были белыми. Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали большое влияние на все свои дела. Быть белым - значит быть чистым в виде туник. Эта форма кроя является наиболее древней. Такие рубахи были цельными без швов на плечах. Основу ее составляла одна полка полотна соответствующей длины, которая перегибалась по утку на две ровные части. На линии перегиба делалось отверстие для головы. К бокам на уровне плеча пришивались рукава. Поскольку ширина вытканного куска ткани обычно не превышала 45-53 см, то иногда приходилось кроить одежду из нескольких кусков. Клиновидные вставки расширяли рубаху на подоле, а ромбовидные ластовицы вшивались подмышками. По бокам нередко делались разрезы. Рукава были длинными[4].

Паликовые сорочки чаще всего встречались на Полесье. Палики вшивались на плечах между основными полками, что делало сорочку очень широкой, поэтому она собиралась возле шеи в сборку. Палики пришивались по утку и были двух типов: прямоугольные и трапецевидные, причем первые преобладали на всей территории Беларуси. Сорочки на кокетке появились в начале XX века и также были распространены по всей территории Беларуси.

В верхних и праздничных рубахах рукава, воротник и подол украшались вышивкой, тесьмой или вязаными кружевами. Носили их навыпуск, поверх штанов, обязательно подпоясывая цветным поясом[2].

По форме воротника можно выделить три типа мужских сорочек. Первым и наиболее древним типом являются сорочки с округлым вырезом возле шеи, который обшивался узким отрезком материи шириной 1-2 см. Сорочки с таким воротником носили чаще всего мужчины пожилого возраста. Следующий тип – сорочки с откладным воротником. Третий - стоячие воротники (высотой 3-6 см), в форме каре или трапеции. Могли иметь разрез по центру или слева. Такие сорочки назывались «косоворотками». Они были заимствованы из русского костюма и наиболее популярны в Могилевской и Витебской губерниях. Такие воротники сбоку застегивались на пуговицы. Некоторые делались на подкладке из кожи или бересты. Чаще всего носили рубахи, в которых разрез был посреди груди. Воротник завязывался тесьмой или застегивался пуговицей или фибулой.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Общие черты района
Город Приморско-Ахтарск расположен на берегу теплого Азовского моря. Территория района составляет 250,4 кв.км. Численность населения – 59,5 тысяч человек. Трудовые ресурсы-35 тыс.человек. Удачное географическое положение, благоприятные ...

Основные занятия
Основные занятия тундровых чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасалис ...

История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в е ...