Пантеон богов
Существование пантеона богов, связанного с аграрным культом, подтверждает найденный в «реке Збруч в 1848 году столб с четырехликой головой».[10] Первыми и основными богами там считались Дажьбог
– божество света, солнца, дающий блага, мифический родоначальник русских людей, и Перун
– бог грозы и молний, покровитель воинов. Далее в списке были богиня Мокошь– мать сыра земля, мать урожая, хозяйка земного изобилия и Лада
– покровительница весенней яровой вегетативной системы и браков.
Люди считались хороводом меньших по размеру мужчин и женщин, которые занимали срединное положение, у подножия божеств.
В подземном мире главенствовала фигура Велеса
– бога земного пространства, в котором покоились души умерших предков славян. Потом он чаще упоминается как покровитель домашнего скота. Рода
– это символ источника жизни, самой рождающей силы, исходящей из небесного высшего божества.
К концу X века происходят перестановки в добавления в пантеоне богов, что связано, прежде всего, с объединением славянских племен в единое Русское государство и с возвышением княжеской власти над всеми остальными. Так, после реформы князя Владимира в 980 году во главе пантеона становится бог Перун
, олицетворявший те же неподвластные силы природы. Его наделили авторитетом мудрости. Поэтому он изображался обычно в зрелом возрасте, с седой головой. Перун завоевал народное уважение и доверие воинов.
Вторым богом был Хорс –
божество солнечного светила (но не света). С его именем связано понятия «круга», хороводов.
Далее говорилось о Дажьбоге– боге света, благосостояния, наделяющего людей богатством. Он сопоставлялся с ясным небом, так все благополучие народа зависело, как правило, от света и тепла.
Затем в списке шел Стрибог– бог северных ветров и южных знойных вихрей, непогоды и холода (противопоставление Дажьбогу).
Пятым богом по значению был Семаргл
– связывал небесных и земных богов. Он представлен в виде священного крылатого пса, охраняющего семена и посевы. Как хранитель главного достояния людей, Семаргл имел еще и когти и зубы.
Последним божеством была Мокошь
– единственное женское божество, покровительствующее над ткачеством, вышивкой и других рукоделий. Она была богиней удачи, семейного благополучия, девичьей судьбы. Эта богиня заботилась о источниках, родниках. Ее считали невидимкой, но о присутствии можно было узнать по жужжанию веретена. Представляли Мокошь в виде женщины с длинными руками.
В новом пантеоне не было упоминания о Велесе, Ладе, Лели – богине
печали, и многих других, так как им больше не предавалось большого значения.
Реформированный князем Владимиром список богов «стал для большинства верующих не только более абстрактным, но и более отчужденным от обыденной жизни»[11], зато в организационном отношении язычество приблизилось к древневосточным культам Среднего, Дальнего Востока.
Популярные материалы:
Прощеное воскресенье
Прощёное воскресенье - (прощенное) последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы.
В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступи ...
Героические традиции дагестанских народов
1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу
У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выко ...
Праздники зимнего цикла
чувашский праздник обряд увеселение
У чувашей широко бытовали самые разнообразные обряды, обставлявшие все значимые моменты в жизни семьи, селения, в календарном цикле, в производственной деятельности: Сурхури; Нартукан (нартăван); ...