Пантеон богов

Существование пантеона богов, связанного с аграрным культом, подтверждает найденный в «реке Збруч в 1848 году столб с четырехликой головой».[10] Первыми и основными богами там считались Дажьбог

– божество света, солнца, дающий блага, мифический родоначальник русских людей, и Перун

– бог грозы и молний, покровитель воинов. Далее в списке были богиня Мокошь– мать сыра земля, мать урожая, хозяйка земного изобилия и Лада

– покровительница весенней яровой вегетативной системы и браков.

Люди считались хороводом меньших по размеру мужчин и женщин, которые занимали срединное положение, у подножия божеств.

В подземном мире главенствовала фигура Велеса

– бога земного пространства, в котором покоились души умерших предков славян. Потом он чаще упоминается как покровитель домашнего скота. Рода

– это символ источника жизни, самой рождающей силы, исходящей из небесного высшего божества.

К концу X века происходят перестановки в добавления в пантеоне богов, что связано, прежде всего, с объединением славянских племен в единое Русское государство и с возвышением княжеской власти над всеми остальными. Так, после реформы князя Владимира в 980 году во главе пантеона становится бог Перун

, олицетворявший те же неподвластные силы природы. Его наделили авторитетом мудрости. Поэтому он изображался обычно в зрелом возрасте, с седой головой. Перун завоевал народное уважение и доверие воинов.

Вторым богом был Хорс –

божество солнечного светила (но не света). С его именем связано понятия «круга», хороводов.

Далее говорилось о Дажьбоге– боге света, благосостояния, наделяющего людей богатством. Он сопоставлялся с ясным небом, так все благополучие народа зависело, как правило, от света и тепла.

Затем в списке шел Стрибог– бог северных ветров и южных знойных вихрей, непогоды и холода (противопоставление Дажьбогу).

Пятым богом по значению был Семаргл

– связывал небесных и земных богов. Он представлен в виде священного крылатого пса, охраняющего семена и посевы. Как хранитель главного достояния людей, Семаргл имел еще и когти и зубы.

Последним божеством была Мокошь

– единственное женское божество, покровительствующее над ткачеством, вышивкой и других рукоделий. Она была богиней удачи, семейного благополучия, девичьей судьбы. Эта богиня заботилась о источниках, родниках. Ее считали невидимкой, но о присутствии можно было узнать по жужжанию веретена. Представляли Мокошь в виде женщины с длинными руками.

В новом пантеоне не было упоминания о Велесе, Ладе, Лели – богине

печали, и многих других, так как им больше не предавалось большого значения.

Реформированный князем Владимиром список богов «стал для большинства верующих не только более абстрактным, но и более отчужденным от обыденной жизни»[11], зато в организационном отношении язычество приблизилось к древневосточным культам Среднего, Дальнего Востока.

Популярные материалы:

Старинные казачьи песни в романе А. Губина "Молоко волчицы"
Работая над художественным воплощением казачества в художественных произведениях, многие писатели подтверждают в своем творчестве известную истину о том, что начало всякого искусства слова – в фольклоре. Устное слово, наряду с русской и м ...

Летний дворец Петра Великого
Летний дворец Петра Великого (1771-1784 гг., архитектор Ю.М. Фельтен), каменное здание, построеное в 1710-1714 гг. архитектором Д. Трезини. В петровское время Летний дворец со всех сторон окружала вода. Это было необходимо, чтобы обеспечи ...

Праздники весеннего цикла
Hа весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам мăнкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калăм кун и завершался сĕрен или вирем. Калăм — один из ...