Каменный век Кавказа

Материалы » Каменный век Кавказа

Страница 4

Люди той эпохи, жившие на территории Западной Черкесии, усовершенствовали обработку камня, освоили пластинчатую технику отжимной ретуши (равномерно выщербленное лезвие) и скалывания и подняли производительность труда в 12 раз по сравнению со средним периодом, в 50 раз по сравнению с ранним. Среди набора орудий труда и оружия заметный процент показывают костяные изделия.

Ассортимент инструментов, приспособлений и орудий пополнился лощилами, шильями, наконечниками дротиков и копий, отжимниками, наковаленками, инструментами для зачистки и шлифовки, зернотерками, резцами, гарпунами. Древние «слесари» владели даже такой сложной операцией, как сверление кости. Наблюдается стремление к уменьшению размеров орудий и приближения их к миниатюрным резцам геометрических форм.

По целому ряду признаков исследователи находят в позднекаменных культурах Северного Кавказа тяготение к Передней Азии. Это позволяет рассматривать Западную Черкесию, Абхазию, всю Колхиду и Малоазийскую часть передней Азии в то время как единую культурную зону.

Западный фланг Северного Кавказа, судя по густоте памятников, заселялся гораздо интенсивнее центрального и восточного из-за более благоприятных природно-климатических условий. Но обживались, в основном предгорья и низкогорья, а освоению среднегорья препятствовало значительное оледенение Большого Кавказа.

Свыше трех десятков памятников Западной Черкесии позднекаменного периода в большинстве своем относятся к концу древнекаменного века. Эта эпоха характеризуется ярким расцветом изобразительного искусства. Но таких цветных росписей, как в пещерах Испании, Франции и Каповой пещеры на Урале у нас нет. Наши земляки отличались своеобразием эстетического восприятия природы. Правда, в навесе № 3 Губского ущелья обнаружены два отпечатка « пятерни », оставленные красной краской на стене грота. Но в основном, изобразительная деятельность была направлена на выявление зооморфных скульптурных произведений природы с небольшой доработкой, а чаще символическим обозначением. Яркими примерами такого искусства служат два «музея-святилища» под открытым небом: Чернореченское урочище в междуречьи pp. Уруштена и Малой Лабы на территории восточного лесничества Северокавказского биосферного заповедника, расположенного в начале Шахгиреевского ущелья, и Среднехаджохское урочище между двумя истоками ручья Отметочного над станицей Севастопольской Майкопского района. На Уруштене рассмотрено около шести десятков крупных камней напоминающих фигуры медведя, тура, дикого кабана, зубра, лошади, черепахи, сома, бегемота, рога оленя, т. е. животный мир, отмеченный по археологическим материалам Губского куста пещер, гротов, навесов, но с включением представителей южной экзотической фауны.

Поразительно, но факт, что на «спине» самого крупного камня-бизона или медведя исполнена композиция из высверленных лунок и желобков-перьев в виде круга с 12 радиальными лучами. Возможно, это первое изображение двенадцатимесячного солнечного календаря. Среди среднехаджохских природных изваяний фигурируют насекомые и человекоподобные скульптуры. В частности, на вершине одного из холмов был установлен торс (туловище без головы и ног) «Венеры», слегка подправленный древним ваятелем с помощью кремневого резца.

Очень важен факт находки в пещере Сатанай на Гупсе захоронения девушки, костяк которой был посыпан красной охрой. В этой же пещере найдена подвеска из зуба дикой лошади, скульптурно обработанная в виде копыта и насквозь просверленная, видимо для ношения амулета на шее. Здесь же найдена целая серия наконечников дротиков из лошадиных ребер и полированная пластинка, окрашенная красной охрой.

Все эти предметы настолько тщательно обработаны, что заслуживают звания произведений прикладного искусства.

В итоге, даже не имея четкого представления о социальной организации общества Западной Черкесии, по степени и характеру развитости духовной культуры можно судить об уровне его развития. Судя по тому, что имеются свидетельства о скульптурно-графическом и сигналы о живописном искусстве, возможен фольклор (имеется ввиду зарождение образа и мифа о славной героине нартского эпоса Сатанай), религиозные культы — симпатическая магия, фетишизм и тотемизм, культ плодородия матери-богини, загробный культ и даже зачатки астрологии — северокавказец был вполне сложившимся « homosapiens », не уступавший в интеллектуальном смысле западноевропейскому человеку. Более того, на основании археологических и искусствоведческих данных в какой-то степени удается решить главный вопрос философии и экологии. Художники Западной Черкесии поздней эпохи древнекаменного века безгранично верили в эстетические возможности природы. Поэтому они не создавали искусственных произведений, а отыскивали их в природе и лишь иногда в немногих деталях дополняли их, больше обозначали, поклонялись им и охраняли их. В этом сказывается истинно материалистическое воспитание, божественно-возвышенное отношение к своему творцу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Магия купальской ночи
По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой, деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные, растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах ...

Площадь Революции
Площадь Революции в Красноярске — одна из самых известных достопримечательностей города. Функционально площадь образовалась в момент окончания постройки Кафедрального собора в 1861 году и получила название Новособорная площадь. Современн ...

«Расцвет» города
«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался - раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии сво ...