Символика цвета в культуре семейских

Страница 1

В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, утилитарные предметы, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Им украшены предметы быта. Все предметы материальной культуры, рассматриваемые вне цвета, не могут быть восприняты во всей полноте их выразительности. Только в сочетании с цветом их семантика может быть понята до конца. Цвет и цветовые предметы сопровождают человека повсюду, оказывая на него психофизическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла или холода, радости или печали. Выделяются основные функции цвета – магическая, информационная, декоративная. Велико значение цвета в его воздействии на человека, на протяжении веков была выработана определенная теория цветовой символики.

Большое значение в материальной и духовной культуре занимают белый, черный, красный, синий цвет.

Они входят в бинарную оппозицию: белое – черное; плохое – хорошее, высокое – низкое.

Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни обладает белый цвет. В большинстве культур и у семейских белый цвет – цвет святости и благополучия. Белый цвет обозначает чистоту, непорочность, это цвет перехода человека из одного состояния в другое. Этим объясняется то, что крестильная рубашка, нательная рубаха – белого цвета.

Крещение – это перерождение (переход человека на другой жизненный этап).

В росписях семейских – лебеди, утки, береза белого цвета, с которым связано все доброе, светлое, святое.

«Красный цвет в славянском фольклоре – символ красоты, девственности: «красная дева», «красно солнышко»» - писал в трудах Л.А. Динцес.[19]

Цвет, по сути, представляет собой архетип в культуре. Человек, не зная символического значения того или иного цвета, тем не менее испытывает именно те эмоции, которые соответствуют этому цвету. Чистота цвета всегда соответствует чистоте символического значения. Простые цвета соответствуют прямым эмоциям, составные – сложным чувствам.

Цвет у семейских играет огромную роль не только как средство декора или религиозного культа (оберега), но и как средство информации и коммуникации (с другой культурой – бурятской).

В бурятской культуре белый цвет обладает особой сакральностью и выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе («Сагаан вара – Белый месяц»).

В ламаистской иконографии известны образы Белого старца – Сагаан Убугуна и Сагаан Дари Эхэ-Белой Тары.

Для росписи семейских Забайкалья характерна яркость и полихромность. Для росписей, исполненных семейскими женщинами, характерно или сплошное заполнение поверхности различными сочетаниями элементов, или их раппортное повторение. Мастерица расчерчивала поверхность стены черной, синей или коричневой краской на клетки ромбовидной или прямоугольной формы, затем заполняла цветом (красный, синий, зеленый, желтый, белый).

Основные мотивы росписей – круги с большим количеством вписанных в них малых кругов, сегменты, «косачи», кресты, уголки, розетки, «сосенки», прямые или волнистые линии – контрастных цветов.

Цвета имеют сложный диапазон символических значений:

Голубые, лазоревые – ассоциация неба. Багульные (ярко-малиновые), черемные (бордово-коричневые) – ассоциация с багулом и цветущей черемухой. Красный – эмоциональный цвет – знак плодородия и изобилия. Желтый (жарок) – символ солнца, света. Название цвета взято у природных источников (цветов, ягод).

Любовь к красоте, декоративности проявлялась у семейских в одежде, в убранстве жилища, которое они украшали росписями, резьбой.

Для создания костюмных образцов семейских характерна яркость и полихромность (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый цвета)

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Танцевальная культура Мордвы
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; движение рук, принимающих три или ...

Комплекс белорусского женского национального костюма
Нижняя одежда Женский традиционный белорусский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче украшен. Внешний вид женщины строго соответствовал ее возрасту и статусу: девочка, девушка, невеста, кабета, вдова, пожилая женщ ...

Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках
В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские об ...