Каменный век Кавказа

Материалы » Каменный век Кавказа

Страница 2

Очевидно, в то время полости в береговых толщах были слишком низки для заселения человеком, а высокогорные пещеры во время оледенения были слишком холодными.

Северо-западнокавказский человек той эпохи, которого антропологи относят к типу питекантропов, пользовался огнем, но добывать его искусственным путем еще не умел.

Социальная организация наших земляков — питекантропов представляется уже не стадом, а кровнородственной общиной. В этой общине стадные порядки уступили место первичной форме группового брака. П. У. Аутлев предполагает форму отношений между соседними двумя общинами - Абадзехской и Среднехаджохской стоянками — в виде кроскузенного брака. Это значит, что парни из одного поселения любили своих двоюродных сестер из другой стоянки.

Духовная культура, по предположению ученых, ограничивалась зачаточной религией в виде фетишизма, выражающегося в культе зверя. Но можно предположить и фольклор, например, миф о Прометее, возникший в процессе освоения огня.

Если древние кавказцы обладали членораздельной речью с подлежащими и сказуемыми, о чем существует гипотеза, то такое возможно. Но устная их речь, по мнению языковедов, из-за более высокого положения глотки по сравнению с «homosapiens» (человек мыслящий) была медленной и неуклюжей.

Процесс становления и развития человека и общества проходил и на территории Осетии. Сотни тысячелетий тому назад - в эпоху раннего палеолита - земля Осетии выгледела совершенно иначе, чем в наше время. Казбек и другие вулканы извергали потоки лавы и миллионы тонн пепла, покрывавшего горы и равнины. В страшных землетрясениях вздымались новые громады гор и исчезали древние рельефы. Оледенения сковывали горы, непреодолимо разделяя территорию нынешней Осетии на две части. По каньонам рек спускались ледники. Растительность и животный мир субтропического (очень теплого и влажного) климата межледниковий сменялись в эпохи великих оледенений скудной фауной и флорой приполярной тундры. Все природные изменения происходили на глазах людей, кочевавших в поисках пищи по горам и предгорьям, селившихся на равнине, а также в горных пещерах и гротах, где можно было укрыться от непогоды. Палеолитический человек выжил, пройдя через тяжелейшие испытания. Земля Осетии сохранила множество свидетельств о заре истории человечества, начиная с эпохи ашеля (около 700-600 тысяч лет назад). Выдающиеся многослойные пещерные памятникипоселения Кударо и Цон в Южной Осетии и «жемчужина» каменного века Кавказа пещера Мыстулагты-лагат в Северной Осетии входят в сокровищницу мировой истории культуры. Десятки тысяч каменных изделий извлечены в этих пещерах из непотревоженных культурных слоев. Они подробно документируют развитие первобытной культуры, Приспособление человека к изменениям окружающей среды, рост его интеллекта. В привходовой части пещеры Мыстулагты-лагат прекрасно сохранившиеся культурные слои залегают до глубины более 20 метров. Вместе с культурными отложениями подземных залов они позволяют в деталях восстановить картину жизни и «домашнего быта» неандертальцев.

В эпоху мустье (120-36 тысяч лет назад) люди активно осваивали горы и равнины нынешней Осетии. Вслед за стадами животных они покидали северные склоны Кавказа лишь во время максимумов оледенения и вновь возвращались в периоды потепления. Около 40 тысяч лет назад в эпоху верхнего палеолита человек приобрел современный облик.

Этот период считается эпохой неандердальского человека; он протекал в Западной Черкесии в условиях резких климатических перепадов, которые были вызваны оледенением после межледниковья. Результаты ботанических и зоологических исследований показывают снижение летних температур по сравнению с современными на 5, а зимних - на 9 градусов. Эти резкие колебания заставили искать или строить более надежное жилище и кроить теплую одежду. Суровый климат в ту эпоху осушения, остепнения и похолодания подвинул человека к революционному шагу — искусственному добыванию огня способом трения.

Это дало возможность кавказцу подняться выше в горы вслед за дичью и заселить среднегорные и даже высокогорные пещеры.

В связи с открытием искусственного получения огня, которое в мифологии расценивается как похищение его у природы — Прометей похищает огонь у Зевса - П. У. Аутлев предполагал возникновение одного из самых ранних сказаний нартского эпоса народов Кавказа. Так, в цикле о Патэрэзе адыгского эпоса «Нартхэр» предводитель нартов Насрен бородатый отправился к злому Пако — богоборцу-великану, объявившему себя богом и развеявшему все костры и очаги в селениях, чтобы вернуть огонь людям. Но Пако приковал Насрена к скале на Ошхомахо (Эльбрусе) в наказание людей, не поклоняющихся ему. Только могучий славный нарт Патэрэз один не побоялся злого Пако. Он отправился к Ошхомахо, одолел гигантского ястреба, людоеда, Псахеха - горного ангела, загнал Пако в глубокое ущелье, освободил Насрена и вернул огонь людям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Народные художественные традиции празднования Пасхи
Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Па ...

Национальные праздники
Сурхарбан Одним из наиболее распространенных летних праздников является Сурхарбан. Его называют эрын гурбан наадан (три игры мужей). Один раз в год в начале лета, когда вскрывались реки, зеленела трава, подрастал молодняк, скот нагуливал ...

Диффузионизм
К концу XIX века этнология вступила в новый этап своего развития. Если ранее непосредственные этнографические наблюдения делались преимущественно торговцами, миссионерами, путешественниками, то теперь они стали проводиться специально подг ...